Влияние компьютерных игр на здоровье детей

Содержание

Эффект Зейгарник

Психологический «Эффект Зейгарник» получил имя основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейграрник. Благодаря исследованиям Зейгарник и Курта Левина в середине XX века было доказано, что

В их экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело. В среднем незавершённые действия у здоровых детей вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.

Похожим образом влечение к видеоиграм можно объяснить »законом незавершенного гештальта». Гештальт-терапия — направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт — целостный образ какой-либо ситуации.

Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт — это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». У человека есть природная внутренняя потребность «завершить гештальт», то есть охватить целостный образ.

Никогда не завершающийся гештальт в виде нереализуемой эфемерной цели стать эльфом 80-го уровня крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.

Катерина Ясько, психолог, эдуколог

Как компьютер влияет на психику человека?

Влияние компьютерных игр

Давайте вспомним, во что играли дети, когда не было компьютеров. Игр было много, скучать не приходилось. Никто и не подозревал, что может, в мире, появится то, что изменит, «в корне», их жизнь, характер и привычки.

Дети и подростки играли в «войнушки», в бандитов, в куклы, в сериалы, в концерты…. Число игр просто «зашкаливало», если не сказать больше. Если «взять» из памяти те игры, в которых использовался мячик, то картина еще «ярче» проясняется. «Санджелло», «дерево», «школа», «футбол», «бросалочки»…. Эти игры, когда-то, пользовались настоящей популярностью, так как действительно были увлекательными. Их «передавали» из поколения в поколение, понемногу, что-то в них изменяя. Изменения «украшали» игру и придавали ей «особенный блеск»

В игры «прошлого» можно было играть часами. И они не надоедали. Наоборот, притягивали детей своей легкостью и «интересностью». Игры «умели» собирать друзей вместе, они «разруливали» конфликты, забывали обо всем плохом. И очень было обидно, когда их родители, выглядывая из окон квартир, и звали их домой. Обидно, потому что на дворе – лето, а по календарю – каникулы. Детям казалось, что родители «загоняют» их по домам специально, потому что, по – своему, завидуют, хотят вернуться в свое детство…. Домой идти не хотелось, но они обещали, что будут послушными детьми. Не хотелось нарушать обещание, вот они и бежали «по зову» родителей.

Дети радовались тому, что завтра наступит завтра, и что они снова соберутся компанией и продолжат играть. Находясь дома, все дети старались делать все, о чем их просят родители, чтобы они не наказали их и разрешали выйти на улицу. Наверное, вы знаете, что именно «улицей» и наказывали детей. Это было страшным наказанием. Даже страшнее «гречневого». Гречневое наказание – это такая мера, когда детей ставили на колени. Под коленками была насыпана гречневая крупа. На первый взгляд, такое наказание казалось жестоким. Как ни странно, дети быстро к нему «привыкали». А когда их, по каким-то причинам, не отпускали на улицу…. Слезы, огорчения и истерики не давали покоя.

Детишки играли даже дома. «Основные игры»:

  1. Лото.
  2. Шашки.
  3. Шахматы.
  4. Мини – бильярд.
  5. Бадминтон.
  6. Настольный теннис.

Перечислять можно неделю. Игры, кстати, делали и сочиняли сами дети. А кто-то просил родителей им помочь. Конструкторы, кубики, машинки, роботы…. Дети чувствовали себя уютнее, когда они были окружены различными игрушками.

Но вот – произошли перемены. Глобальные перемены. Наступил тот день, когда все игры (настольные) и игрушки остались лежать на полках и в ящиках. Теперь они начали напоминать «музейные экспонаты»: на них смотрят, но в них (и с ними) не играют. Потому что появилось кое-что очень интересное.

Компьютер и компьютерные игры. Когда они «заняли» собой человеческие жизни, мир стал другим. Особенно тогда, когда компьютеры «продвинулись» вперед в своем развитии. Компьютеры «продвигались», а люди подвергались деградации. Печально, но это – так.

Ребенку купили новую игру. Он так «завис» на ней, что забыл даже сделать уроки и подготовиться к контрольной. Интересная книжка, которую он, с большим удовольствием, читал, безнадежно «ожидала» своего читателя, под подушкой. Мальчик ее не бросил, а лишь «отсрочил» момент прочтения. Как можно отвлекаться на чтение, когда тут происходит «убийство» роботов? Ко всему прочему, игра эта очень напоминала ему об игровой приставке. Все кнопки на джойстиках были стерты. Как отойти от игры, если она интересная? Да, игра, действительно, «затягивает». И даже до такой степени, что «играющий» человек «превращался» в игрового персонажа. «Меня убили», «меня ранили», «меня взорвали». Устрашающе звучит. А ведь именно это говорят люди, которые уже не могут жить без игры. Игрок – полностью «погружен» в ход игры. Остальное его мало волновало. Он шел к цели, нажимая на кнопки и ожидая «развязки».

Люди играют, а психика «страдает». А кто о ней думает? Все мысли – в «стране игр». Кстати, были диски с играми, которые именно так и назывались. Но психику это не «оберегало» от давления.

Что случается с ребенком, когда он не отдыхает от игрового процесса? У него ухудшается память, он перестает проявлять интерес к общению с друзьями. Был отличником – стал двоечником. Кто-то забросил спортивные секции. Когда ребенка отвлекали (отвлекают) от игры, он очень раздражался и злился. На просьбу мамы: «Иди, пообедай», геймер отвечал: «У меня – игра. Какая еда?!». Родителей, поначалу, шокировал такой ответ, но потом они к таким словам и реакциям привыкали и совсем не обращали внимания на такие «заявления».

Как избавиться от игровой зависимости самостоятельно

На начальном этапе самостоятельное излечение вполне возможно. Если вы понимаете, что игры забирают всё ваше время и начинают негативно сказываться на реальной жизни, вот что вам нужно предпринять:


Следует перестать играть совсем!

Да, это может быть сложно, и поэтому для начала мы рекомендуем ограничивать время игры:

  • установите себе ежедневный игровой лимит — 2 часа;

  • пред началом игры необходимо включить таймер;

  • после того как таймер сработает, выходите из игры, вне зависимости от того, на каком этапе вы находитесь.

Запаситесь терпением и дисциплиной, и если ваша сила воли недостаточно крепка, попросите вмешаться кого-нибудь из близких. Они должны попросить вас остановиться, когда сработает таймер, а вы должны выполнить обещание.

Придумайте себе наказание, за каждый сорванный лимит: 10 отжиманий, или выучить 5 новых слов иностранного языка, важно, чтобы «наказание» было позитивным и приносило вам пользу, а также помогло сформировать новую полезную привычку.

Чтобы окончательно избавиться от компьютерной мании, сделайте следующее:

Каждую неделю сокращайте таймер на 15 минут, пока не дойдёте до часа игры.

После месяца игры по часу в день, можете устроить себе один свободный день, когда можете играть до 4 часов

Так можно делать раз в месяц.

Если впереди дедлайн, нужно полностью убрать увлечение на это время.

После окончания важного дела вознаградите себя игрой. Верните её на законное место: «Игра — не самоцель, а способ времяпрепровождения и отдых после работы»

Вам нужно стремиться к результату — игра не более 2-х часов подряд не чаще 1-2 раз в неделю

Также постарайтесь как можно больше общаться с людьми, знакомьтесь с ними в реальной жизни, а не в игре, займитесь спортом, найдите новые увлечения, если не получается и навязчивые мысли о виртуальной реальности не отпускают — обратитесь к специалисту.

Спортивные игры, гонки

В принципе бесполезны, поскольку развиваемые в процессе этих игр навыки никак не применимы в реальности. Может казаться, что эти видеоигры могут улучшать навык быстрой переработки информации, которая поступает из окружающей среды.

Например, если вы играете в игру «бой самолетов», то вам нужно быстро оценить количество противников, чтобы вас не убили. Этот навык может быть ценным для конкретной видеоигры, но он совершенно бесполезен в учебной деятельности и на работе (исследования Christakis 2004; Landhuis 2007) .

Если говорить о координации и моторных навыках, которые важны для летчиков и профессиональных гонщиков, то важно помнить, что только высококачественные симуляторы могут обеспечить приобретение хороших моторных навыков. Обычные спортивные компьютерные игры в сочетании монитор — мышка, могут лишь научить ребенка быстро нажимать на кнопки и познакомить с общими правилами игры

Игры могут помочь расслабиться?

Я взрослый, уставший от работы человек. Во что мне стоит играть вечером, чтобы не злиться на мир ещё больше?

Здесь всё просто: нужно играть в то, что вызывает только положительные эмоции. Кому-то нравятся головоломки, потому что человек целый день занимался физическим трудом и хочется расслабить тело, но мозг любит нагрузку, поэтому логические игры помогают приятно провести время. Кому-то нравится взять оружие и нестись вперед, убивая всё на своем пути, не думая о сюжете: в такие моменты мозг способен отключаться от окружающего мира и просто расслабляться.

В последнее время стал популярен жанр визуальных новелл («Бесконечно лето») и интерактивного кино (Until Dawn, The Dark Pictures Anthology: Man of Medan), такие игры можно посоветовать тем, кто любит смотреть фильмы, но не может найти что-то интересное. Здесь важен сюжет, а концовку вы выбираете сами. Но однозначно следует отказаться от онлайновых соревновательных игр, типа GTA Online или CS:GO и сложных проектов, которые требуют большой концентрации и нервного напряжения (Dark Souls, Sekiro: Shadows Die Twice, Flappy Bird).

Если в семье оба супруга любят видеоигры, то посиделки вечером после работы за игрой для двоих, типа A Way Out или LittleBigPlanet, не только позволят отдохнуть и провести время с любимым человеком, но и создадут уютную семейную атмосферу дружелюбия и согласия.

Влияет ли фотореалистичная графика на восприятие игры?

Если говорить о психологическом плане, то фотореалистичная графика влияет на наше эмоциональное состояние, вызывая бурю различных эмоции, после которых, неминуемо следует удовлетворение, иначе такая графика никого бы не смогла зацепить. В любом случае, как и ко всему хорошему, к такой графике быстро привыкаешь и перестаёшь ей восхищаться, а следовательно, включаются те же механизмы психики, что и с любыми другими играми.

Можно провести аналогию с фильмами. Возьмем, к примеру, «Пилу»: после этого хоррора не увеличилось количество маньяков. Фильм «Оно» точно так же не способствовал появлению убийц в костюмах клоунов. Про игры с фотореалистичной графикой можно сказать то же самое: они нам нравятся и вызывают эмоциональный отклик, пока действие происходит внутри. А когда игра выключается, мозг перестраивается и рациональная действительность берёт верх.

Можно ли делить игры на «детские» и «взрослые» по графике?

Опять же, рекомендую вспомнить про возрастной рейтинг, который присваивается каждой игре вне зависимости от графики. Бывает, что в мультяшной игре наподобие Cuphead сносит голову от сложности даже самым хардкорным взрослым игрокам, а уж детям обеспечено развитие как минимум неврозов.

Многие игры, которые выполнены в рисованном стиле и напоминают детские, таковыми совсем не являются. В них могут присутствовать сложные головоломки, недоступные для восприятия ещё неокрепшим умам; насилие с кровавыми эффектами, которые напугают ребёнка; скрытый сексуальный подтекст, который детское сознание, может, и не воспримет, но подсознание закрепит и в дальнейшем, во взрослом возрасте, выдаст соответствующую реакцию: скажем, возбуждение от сцен изнасилования или желание стать транссексуалом.

Топ-5 игр от психолога, которые помогут привести в норму ментальное здоровье?

В этом списке окажутся совсем не топовые и даже малоизвестные игры. Но все они способны уравновесить эмоциональное состояние и вызвать чувство расслабления:

  • Antistress — relaxation toys. Сборник успокаивающих мини-игр, где каждый найдёт что-то для себя.
  • ABZU. Приятная графика, медитативная музыка, расслабляющий геймплей.
  • Journey. В этой игре вам предстоит просто расслабиться и путешествовать. Полёты над песками под приятную музыку помогут достичь эмоционального спокойствия.
  • Flower. Здесь можно обрести душевную гармонию в чудесном мире ветра и цветов.
  • Shadowmatic. Невероятно простая, но увлекательная игра, которая поможет легко отключиться от внешнего мира.

А вы играли в жестокие игры в детстве?

  • Исследование: русские дети зарабатывают по 20 млн руб с одного ролика на Youtube. Вот что они снимают
  • В Непале забанили PUBG, чтобы детишки не отвлекались от уроков
  • Ребенок разбил молотком машину своих родителей, когда ему запретили играть в Fortnite. Другие дети отказываются кушать и мыться

Причины формирования и развития игромания

В настоящее время не существует какой-то одной определенной причины для формирования и развития игромании. Это может быть, казалось бы, незначительное событие из жизни или совокупность причин. Специалисты разделяют причины развития игромании на несколько групп в зависимости от природы факторов. Данные факторы также называют механизмами вовлечения личности в зависимость. Далее рассмотрим каждую выделенную группу. 

Социально экономическая доступность

Средства массовой информации, интернет или телевидение рекламируют азартные игры, публикуя информацию о проведении акций, викторин и любых других способов получения «легких денег». Таким образом, доступность игр повышается особенно в сети Интернет, где их деятельность сложно контролировать. 

Личная мотивация

Ученые предполагают, что факторы, связанные с личной мотивацией, являются наиболее частыми, ведущими причинами возникновения лудомании. Связано это с мотивами трех типов:

  1. Получение удовлетворения от нахождения внутри игрового процесса. Возможность доминировать, рисковать, занимать лидерские позиции увлекает тех людей, которым бывает тяжело добиться этого в реальной жизни или же тех, кто желает испытывать эти ощущения раз за разом. 
  2. Получение удовлетворения от ухода из реальности, существующих жизненных проблем или других воздействующих неблагоприятных факторов. 
  3. Поверхностные мотивы. Таких мотивов может быть большое количество:
  • Когда человек окунается в ранее неизвестное и хочет досконально понять, изучить процесс;
  • Мотив получения выигрыша. Недостаточность материальных средств нередко побуждает человека к азартным играм, которые обещают крупные выигрыши за короткий период времени. 
  • Желание отыграться для возвращения того, что утратил посредством проигрышей.


Личная мотивация для лудомании у каждого человека индивидуальна

Отношения в семье

Отношения в семье или семейный фактор также является частой причиной развития игромании. Научно доказано, что самое большое влияние для формирования психики человека оказывает его ближайшее окружение – члены семьи, друзья, другие родственники. Высокий риск возникновения зависимости формируют следующие семейные факторы:

  1. Отсутствие или нарушение границ поколений. То есть в семье либо отсутствует, либо не поддерживается понимание того, что и как можно говорить, делать в отношении другого члена семьи (старшего или младшего);
  2. Члены семьи не имеют определенных внутри семьи обязанностей, не придерживаются своих ролей;
  3. Разница в реакциях разных членов семьи на одно и то же событие – двойные стандарты;
  4. Конфликтность, нездоровая атмосфера внутри семьи. Давление или моральное, физическое насилие;
  5. Нерациональное планирование семейного бюджета, в том числе и те ситуации, когда в бюджете не учитываются потребности, приоритеты одного или нескольких членов семьи. 

Особенности характера

К особенностям характера относят такие факторы, как: 

  1. Закомплексованность, замкнутость, застенчивость человека. Такие качества приводят к тому, что игрок старается реализовать себя в той области, где контактирование с другими людьми минимально.
  2. Наличие социальных фобий (страхов) побуждает человека скрыться от подобных неудобств в виртуальной реальности, где он может полностью контролировать происходящее.
  3. Ощущение одиночества, ненужности и дефицит общения приводит к тому, что человек начинает искать отдушину в играх. 


Проблемы в социализации, отсутствие друзей становятся первопричинами развития игромании

Стресс, бессонница, нервные расстройства

Помимо
того, что длительная работа на компьютере негативно сказывается на здоровье,
которое уже влияет на психику, она также связана с постоянным раздражением,
которое может быть вызвано различными ситуациями. Вероятно, нет такого
человека, который никогда не отключал бы компьютер, с потерей, небезопасной
информацией, без проблем с какими-либо программами и т.д. И, согласно
результатам исследований, стрессовые ситуации, связанные с компьютером и
особенно с Интернетом, приводят к росту потребления алкоголя. Так что мы
получаем или психическую нестабильность, или алкоголизм, или все вместе. Другим
важным фактором является нервное и эмоциональное напряжение у детей. Не секрет,
что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается
сильным нервным напряжением, так как требует быстрой реакции. Кратковременная
концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явную усталость. Работая с
компьютером, он чувствует странный эмоциональный стресс. Наши исследования
показали, что даже ожидание самой игры сопровождается значительным увеличением
содержания гормонов в коре надпочечников.

Пространственное мышление

Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции

«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

Жир. Вы можете заплыть жиром

В 2012 году журналисты Pittsburgh Post-Gazette проанализировали многочисленные исследования на эту тему, и пришли к смешанным выводам.

С одной стороны, существует множество игр, поощряющих физическую активность с помощью аксессуаров, вроде Xbox Kinect и Playstation Move, так и полностью задействующих моторику человека, вроде танцевальных Just Dance и Dance Central (некоторые даже худеют на 35 килограмм). Вдобавок, сейчас появляются технологии виртуальной реальности (PSVR, Oculus Rift) меняющие наше представление о том, что такое играть в игры.

С другой стороны, чаще всего гейминг подразумевает расслабленное сидение в кресле или на диване и прожимание кнопок. А, как вы знаете, исследователями доказано, что сидение без дела часами с минимальной физической активностью делает человека восприимчивым к лишнему весу и сопутствующему списку проблем, как с самооценкой, так и со здоровьем.

Последнее, впрочем, применимо и к обычным офисным работникам, а не только к геймерам.

Стадии развития зависимости

Игромания – хроническое прогрессирующее заболевание. Заболеть лудоманией невозможно так же быстро, как заразиться инфекцией. Развитие болезни происходит по нарастающей, обычно это длительный процесс. Геймблинг, или игроманию в различных системах классификации разделяют на несколько стадий. Одна из основных систем является стадийная классификация Кекелидзе-Шемчука, по которой выделяется 4 основных этапа развития игровой зависимости:

  • Доклинический – на этом этапе перемены в поведении носят стертый, неявный характер. На этой стадии можно Избавиться от нарастающей потребности на этой стадии можно с помощью правильной расстановки приоритетов, профилактических бесед и логических суждений.
  • Период клинических изменений личности – стадия развития психической зависимости, появление навязчивых мыслей об игре и формирование поискового поведения (стремления найти возможность сыграть в любой ситуации).
  • Клиническая зависимость – данный период характеризуется изменениями в психоэмоционально-волевой сфере, происходит обеднение эмоций, проявляются такие черты характера, как черствость, жесткость, безразличие по отношению к родным.
  • Этап структурных изменений личности – на этой стадии еще больше уплощаются эмоции, утрачивается рациональное мышление в угоду магическим, символическим представлениям. Игроман подмечает «символы», «знаки», помогающие прогнозировать исход игры. Зависимый человек становится безразличным к происходящему вокруг него. Эмоции яркой окраски возникают только в процессе игры.

Общая картина развития игровой зависимости складывается из поведенческих, психологических и физиологических изменений организма человека. Рассмотрим основные стадии и симптоматику появления зависимости от компьютерных игр.

Лёгкая увлеченность

Для этой стадии характерно возникновение интереса к играм, получение информации о возможных выигрышах, игровом процессе, знакомстве с единомышленниками. У человека формируется собственное представление о возможных выгодах, возникает мотивация. В этот период игроман может контролировать себя, а участие в азартных играх эпизодичны.

На этом этапе провоцирующее влияние оказывают случайные выигрыши, победы, которые вызывают эмоциональные всплески, возбуждение, выделение адреналина, эйфорию. Чем чаще игрок вовлекается в процесс, тем больше ему хочется испытывать подобные эмоции. Появляются фантазии на тему игры, беспричинный оптимизм и предчувствие большого выигрыша.

Увлеченность

В этот период формируется психологическая зависимость от игрового процесса. Для этой стадии характерно возникновение фантазий на тему игры. Игроман испытывает ничем не обоснованный оптимизм, уверенность или предчувствие большой победы или выигрыша. Одновременно с этим растёт социальная дезадаптация, появляются финансовые проблемы, возникают конфликты в семье и на работе. Увлечение ещё не приобрело патологический характер, однако симптоматика ярко выражена:

  • меняются приоритеты – на первый план выходит потребность игры, все остальные дела «отодвигаются на потом»;
  • резко меняется настроение – от эйфории до агрессии;
  • проявляются первые проблемы со здоровьем – нарушение сна, смена режима питания, головные и мышечные боли и т.д.

На этом фоне игра вытесняет базисные потребности человека – в общении, еде, сне, активном отдыхе, физических нагрузках, любви, сексе и т.д.

Зависимость

Хроническая стадия болезни, когда все перечисленные выше симптомы проявляются в более агрессивной форме. Игроман на фоне финансовых проблем готов идти на правонарушения с целью добычи средств на игру. В это время наблюдается снижение приобретенных игровых навыков, делаются нерасчетливые ходы, появляется неоправданный риск, вследствие чего увеличивается количество неудач и проигрышей.

Больной проявляет агрессию в случае попытки ограничить его пристрастие, проявляется синдром отмены

Проблемы со здоровьем носят постоянный и нарастающий характер – появляются депрессивные состояния, мигрени, ухудшается память, зрение и внимание, возможно появление суицидальных наклонностей. В случае дальнейшего прогрессирования заболевания без специализированной помощи у больного возникает компульсивное маниакальное влечение

Попытки оградить его от игрового процесса вызывают физические страдания, абстинентный синдром, агрессивное поведение по отношению к себе и окружающим.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.

Правильный выбор компьютерных игр

Каждому родителю необходимо знать, как правильно выбрать компьютерную игру для своего малыша, которая не причинит вреда его психике. Именно от правильного выбора компьютерной игры зависит развитие таких важных факторов, как восприятие цвета, количества, формы и т. д.

На сегодняшний день в мире проводятся множество исследований относительно влияния компьютерных игр на развитие психики детей. Основываясь на их результатах, разработчики создают множество игр для ребенка любого возраста. Качественные компьютерные видеоигры доступны как в сети Интернет, так и в специальных игровых магазинах. С их помощью малыш может научиться считать, рисовать, читать, быстро запоминать необходимую информацию.

Выбирая компьютерную игру, необходимо учитывать пол и возраст ребенка, поскольку игры для мальчиков и девочек и для детей разных возрастных категорий существенно различаются. Для девочек наиболее интересными будут, например, игры на кулинарные темы, красоты и моды, в то время как мальчики зачастую интересуются гонками и спортивными играми.

Детям помладше подойдут познавательные развивающие компьютерные игры.

Польза компьютерных игр. 7 преимуществ:

1) Знакомство с разными людьми

В играх намного легче познакомиться с кем-то. В сети люди чувствуют себя более открыто, потому что они занимаются общим увлечением. Это их сближает. То есть игроков можно назвать более социальными, чем немалое количество людей, которые напрочь отказываются от игр. Существует немало историй, о том как люди благодаря их общению во время онлайн игр находили себе вторую половинку и женились.

Исследования показали – большинство геймеров занимаются спортом, творчеством, посещают культурные мероприятия.

2) Повышение самооценки

Самооценка напрямую зависит от наших побед и взлетов. Так вот, когда участник побеждает, ему становится приятно. А его самооценка вырастает.

Было проведено исследование, где выяснилось, что человек играющий роль хорошего героя, так ведет себя и при контакте с людьми в реальной жизни. Это подтвердили профессоры Трентского и Стэндфордского университетов.

3) Игры – это развитие

Начиная заниматься каким-либо делом, каждому человеку хочется узнать как можно больше информации об этой активности. Польза компьютерных игр заключается в расширении кругозора.

Например, игроков в “Танки” опросили и выяснили, что они стали больше проявлять интерес к военной истории и строению танка. Из-за этого они начали посещать выставки и музеи связанные с данной тематикой.

4) Улучшение английского языка

Занятия с репетитором дают фундамент понимания языка. Однако, чтобы начать в нем ориентироваться, нужна практика, но ее не так просто получить. В то время как в играх активно используется английский, у людей появляется стимул его учить, и в игре существует возможность практики.

Подробнее об английском языке в другой нашей статье – “Популярность английского языка: 10 причин, чтобы выучить этот язык“

5) Развитие творческого потенциала и воображения

Перед игроком стоит множество задач. Решая их, человек оттачивает способность находить разные пути получить ответ и начинает мыслить более широко.

6) Игры улучшают координацию и память, развивают логическое мышление

Лучшее подтверждение – факт того, что в Европе в школах дети играют на компьютерах в игры, потому что они помогают развивать логическое мышление и память. Это хорошо проявляется в разных головоломках. Польза компьютерных игр подтверждается даже в школах. А некоторые хирурги играют в шутеры для тренировки координации движений, чтобы успешно проводить операции.

7) Выплеск эмоций

Время от времени мы нуждаемся в проявлении эмоций, в том числе негативных. Игры помогают не поссориться с друзьями, близкими, родными, потому что весь эмоциональный всплеск агрессии происходит онлайн на персонажей игры.

Также шутеры и экшены – это замечательный способ отвлечения от боли, потому что мозг занят выполнением задачи и тогда фокус на недуге снижается.

Жены часто жалуются на своих мужей, которые после трудного, рабочего дня садятся играть в стрелялки. Однако мы пришли к выводу, что пусть человек лучше отвлечется от негатива, чтобы не портить хорошие отношения в семье.

Помните, стереотипы иногда нужно ломать. Польза компьютерных игр успешно подтверждена в данной статье. Взвешивайте плюсы и минусы, чтобы находить пользу во всем и пользоваться ей.

Что такое игромания и как её лечить?

Аддикция к компьютерной игровой реальности возникает у мужчин и женщин из-за сочетания двух факторов: социальная неудовлетворённость и психологические проблемы. Ни будущий игроман, ни его окружение на начальном этапе не предвидит опасности, ведь это игрушка — безобидное времяпрепровождение, способ ухода от проблем и неурядиц. Но часть людей слишком глубоко погружаются в виртуальную реальность, полностью удаляя реальный мир.

Для того чтобы излечить все симптомы потребуется немало времени и усилий самого аддикта, его близких и работы психотерапевта.

Основным методом лечения запущенной игромании является индивидуальная психотерапия. Групповая психотерапия также даёт хороший результат. Человек должен осознать проблему, понять почему он убегает в иллюзорный мир, что не устраивает его в реальной жизни, избавиться от иллюзий и перестать прятаться в виртуальной реальности. В особо тяжёлых случаях лечение может занять около года и потребовать комплексного решения:

  • психотерапия;

  • гипноз;

  • медикаментозная поддержка;

  • помощь близких;

  • групповая психотерапия;

  • встречи анонимных сообществ.

Причины игровой зависимости у взрослых людей

Статистика утверждает: эти три фактора, по отдельности или несколько в совокупности приводят к аддикции:

Основным фактором, влияющим на возникновение компьютерной игровой зависимости у взрослых мужчин и женщин, является личностный (психологический) фактор: неустойчивая психика, неумение справляться со стрессом, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью и нежелание брать на себя ответственность за неудачи, неумение общаться и выстраивать отношения.

Также на формирование зависимости влияют нарушения психики: тревожные расстройства, склонность к депрессии, социальные фобии. Таким людям игры дают возможность уйти от пугающего их социума, снять стресс от необходимости справляться с трудностями, защитить себя от реальности и добиться ощущения благополучия хотя бы на время, пока длится игра.

Нарушенная система вознаграждения — гормональный дисбаланс. У таких зависимых, дофамин — нейромедиатор, отвечающий за удовольствие и мотивацию вырабатывается в меньшем количестве, и требуется дополнительный сильный стимул для того, чтобы получить яркие эмоции. Те же нарушения вызывают и другие подобные (нехимические) аддикции: лудоманию, зависимость от ставок на спорт, зависимость от телефона и т.д.

Важно

Причиной появления компьютерной зависимости является желание убежать от реальности, которое является следствием состояния глубокого стресса и сильного страха, с которыми человек справиться не может.