Civilization v

Trivia[]

  • Danielle Bunten Berry planned to start work on the game after completing M.U.L.E. in 1983, and again in 1985, after completing The Seven Cities of Gold at Electronic Arts. In 1983 Bunten and producer Joe Ybarra opted to first do Seven Cities of Gold. The success of Seven Cities in 1985 in turn led to a sequel, Heart of Africa. Bunten never returned to the idea of Civilization . Ironically, Meier’s designs of Pirates and Colonization both contain elements of Bunten’s The Seven Cities of Gold.
  • Don Daglow, designer of Utopia, the first sim game, began work programming a version of Civilization in 1987. He dropped the project, however, when he was offered an executive position at Broderbund, and never returned to the game .
  • While it can be difficult to obtain a copy of the original game, one can download a demo here and keep an eye on popular internet trading sites. However, 2K Games has released Civilization I, along with eight other Civilization titles, into one box set.
  • In the original manual, the Turks are described as one of the available civilizations, but they were replaced by the Germans during development.

Soundtrack[]

Main article: Soundtrack (Civ1)
  • Romans — «Rise of Rome» (original)
  • Babylonians — «Hammurabi’s Code» (original)
  • Germans — DOS version: «Variatio 4: Lo stesso movimento» from Goldberg Variations (Johann Sebastian Bach); Amiga version: «Rondo alla Turca» (Wolfgang Amadeus Mozart)
  • Egyptians — «Harvest Of the Nile» (original)
  • Americans — «Battle Hymn of the Republic«
  • Greek — «Aristotle’s Pupil» (original)
  • Mongols — (original)
  • Russians — «Song of the Volga Boatmen» (traditional)
  • Zulus — (original)
  • French — «La Marseillaise«
  • Aztecs — «Tenochtitlan Revealed» (original)
  • Chinese —«The Shining Path» (traditional)
  • English — «Rondeau» from Symphonies and Fanfares for the King’s Supper (Jean-Joseph Mouret)
  • Indians — «Gautama Ponders» (original)

Индия (Ганди)

Рост населения. Недовольство от количества городов удвоено, но недовольство от населения в целом снижено вдвое.

Здание: могольский форт (заменяет крепость).

Отряд: боевой слон (заменяет стрелков на колесницах).

Боевой слон — лишь слегка усиленный и ускоренный вариант лучника на колеснице. Могольский форт — несуразная защитная постройка, дающая культуру и стоящая безумные три золотых за ход. Правда, после изобретения самолетов форт, наоборот, начинает приносить прибыль — но урон бюджету уже нанесен.

Наконец, недовольство населения числом городов не позволит сделать из Индии большую империю. Если городов мало, народ будет счастливее, чем в других цивилизациях, — но станет ли от этого счастливее игрок? Вряд ли. Пока другие страны дают возможности, Индия ограничивает. Вычеркиваем.

Сонгай (Аския)

Речной вождь. Удваивает количество золота от захваченных городов и варварских поселений. В плавании отряды могут отражать атаки.

Здание: пирамидальная мечеть (заменяет храм).

Отряд: конница Мандекалу (заменяет рыцарей).

Сонгаи могут зарабатывать неплохие деньги — но только грабежами.

Сонгаи — наверное, самая странная цивилизация в игре. Разработчики явно не могли определиться, сделать из них торговцев или крутых воинов. В результате сонгаи могут зарабатывать неплохие деньги — но только грабежами. Одним словом, запирайте етажи.

Сонгаи даже на вид странноваты. Необычный пейзажик для торговой речной державы, правда?

В самом начале игры сонгаи, взяв себе «Честь» и зачищая варварские поселения, могут неплохо подняться. Пятьдесят монет с каждого варварского лагеря — недурная прибавка к бюджету. Позже хорошим источником дохода могут стать захватнические войны. Как видите, разработчики очень хотели, чтобы сонгаи воевали и захватывали города. Они даже предусмотрели замену рыцарям — конницу Мандекалу, чье главное отличие — особая страсть к захвату городов.

На фоне всего этого неожиданно интересно выглядит сонгайская глиняная мечеть — она не только не требует ремонта, но и дает пять единиц культуры вместо трех. Культурные, стало быть, люди!

Не стоит недооценивать и еще одно удивительное умение сонгаев — способность обороняться в плавании. Любой сонгайский отряд может загрузиться в лодки и поплыть на край света открывать далекие острова, не опасаясь, что первая же встреченная пиратская трирема его потопит. А уж как сложно предотвратить высадку сонгайского десанта — говорить не надо. В море эта цивилизация чуть ли не сильнее Англии, и это странно — я никогда не слышал, чтобы сонгаи были покорителями океанов (впрочем, я вообще о них никогда не слышал).

Получается, что в целом сонгаи слабоваты. Но в ранней игре и в морях они могут дать прикурить соседям. Поэтому на островных картах они заслуживают твердую тройку. А до тех пор — два.

Германия (Отто фон Бисмарк)

Тевтонская ярость. При разрушении варварского поселения есть шанс в 50%, что защищающий его отряд перейдет на вашу сторону и подарит дополнительно 25 золотых.

Отряды: ландскнехт (заменяет пикинеров) и «Панцер» (заменяет танк).

Ландскнехты — это своего рода «быстрорастворимая» средневе- ковая армия.

Германия может перевербовывать на свою сторону варваров. Это интересно, потому что варвары появляются на карте в любую эпоху, лишь бы были на планете земли за туманом войны (а они есть почти всегда). Происходит вербовка в половине случаев. Перешедший на нашу сторону варварский отряд одаряет нас 25 золотыми вдобавок к тем двадцати пяти, что мы уже взяли из разоренного нами лагеря. Наилучшие результаты «охота за рекрутами» дает, естественно, с открытой веткой «Чести» (прибавка к силе против варваров и оперативная информация о каждом новом поселении в ближайших окрестностях).

Варвары найдутся всегда — хотя бы и в на Южном полюсе.

Ландскнехты не особенно силь-ны в бою. Но их всегда много.

Конечно, полезно иногда получить бесплатный отряд, не тратя на его создание сил. Вот только на что он нам? Придумать ему применение можно отнюдь не всегда, а бюджет пострадает уже на следующий же ход. Что же получается — особенность Германии хороша лишь при ведении ранних завоевательных войн? В общем, да. Впрочем, варвара можно продать за золото или подарить союзнику, сплавив его с рук долой. Хоть какая-то польза.

Зато интересны ландскнехты — отряд средневековой эпохи. Они ничем не отличаются от пикинеров, но их создание обходится вдвое дешевле. Таким образом, ландскнехты — это своего рода «быстрорастворимая» средневековая армия.

А вот «Шушпанцер» хоть и быстрее и сильнее нашей «тридцатьчетверки», но не очень полезен, как, впрочем, и все уникальные отряды поздних эпох. В период эндшпиля одним отрядом хода войны не изменить — в индустриальную и современную эпохи экономика куда как важнее.

Civilizations and Leaders[]

Main article: Civilizations (Civ5)

There are eighteen civilizations available from the start of Civilization V, and seven additional civilizations are made available later through several small DLC add-ons. Nine more civilizations were added with the Gods & Kings expansion pack, and nine other civilizations were added with the Brave New World expansion pack, bringing the total number of civilizations to 43.

This is the first incarnation of the series where the leaders speak in their native language in a fully animated diplomacy screen. This only applies to the audio; all text is in the language selected.

Геймплей

Во-вторых, игровой процесс. Стоит подчеркнуть, что разработчики, делая геймплей для этой игры отличились тем, что вырезали большую часть функционала, который по их ведению, изменял концепцию серии. Поэтому «под нож» пошли некоторые функции политики, дипломатии, военной кампании, упростилось создание Чудес света, управление городами. Кстати, теперь мир можно завоевать, сражая лишь столицы держав

В дипломатии со временем приобретает вес ООН, и важно заключать союзы с городами-государствами, которых на большой карте сразу 28. А это двадцать восемь голосов в вашу сторону! Можно завоевать мир быстрее всех освоив космос, но труднее всего установить «мировое господство», посредством культурной экспансии

Поэтому, если вы хотите попробовать свои силы в пятой части, тогда советуем Sid Meier’s Civilization 5, скачать через торрент, для чего можно и даже нужно использовать наши услуги.

Особенности Sid Meier’s Civilization 5

  • Визуализация. Картинка в игре – божественна. Такой качественной, она еще не была ни в одной другой части серии. Проработанные текстуры, динамическое освещение, трехмерный вид, анимация и спецэффекты на высоком уровне. И вместе с этим, лидеры получили полноценный облик, отличную физическую модель, аутентичные черты. Правда, в результате игрок получает плохую оптимизацию, и даже на топовом железе игра умудряется подлагивать.
  • Игровой процесс. Геймплей этой части имеет традиционные черты «цивы»: начинаем в древности и заканчиваем игру в далеком будущем, отправляя колонистов на Альфа Центавру. И как правило, за этот промежуток нужно установить свое мировое господство. Как и прежде, есть несколько путей для этого.
  • Военная кампания. Теперь окружение построено из пятиугольников, и в каждый из них может поместиться лишь по отряду. Но теперь можно использовать естественные преграды на пути вражеской армии, чтобы тактическими маневрами уничтожить большую армию малыми силами.
  • Дипломатия. Урезан функционал. Теперь непонятно «кто с кем дружит». Хотя «индикатор» в состоянии войны остался. Со странами можно «дружить» и «сотрудничать», что приносит полезные бонусы.
  • Культурное завоевание. Самый трудный способ установления «мирового господства». Требует терпения, кропотливости и тщательности действий.

На этой странице по кнопке ниже вы можете скачать Sid Meier’s Civilization 5 через торрент бесплатно.

Ирокезы (Гайавата)

Тропа войны. Отряды движутся по лесам и джунглям на дружественной территории с такой же скоростью, как по дорогам.

Здание: длинный дом (заменяет мастерскую).

Отряд: мохок (заменяет мечников).

Если лес или джунгли на гло- бусе есть, то ирокезов компьютер засандалит туда в первую оче- редь.

Способность «тропа войны» не относится к производству. Она позволяет отрядам шмыгать туда-сюда по лесам, соединять города лесами, получая торговые пути и экономя на дорогах. Естественно, работает это только в лесистой местности. Впрочем, не стоит опасаться, что индейцы окажутся в пустыне. Если лес или джунгли на глобусе есть, то ирокезов компьютер засандалит туда в первую очередь.

Мохоки (лесные мечники) тоже не имеют отношения к производству. Для нас важен лишь длинный дом, ирокезский вариант мастерской. С его помощью можно реализовать необычную стратегию «Города-завода» — окруженного лесами ирокезского поселения с производственной мощью, которой другие цивилизации в принципе не могут достигнуть. Только правильно развитый ирокезский город может выплевывать отряды и Чудеса света с огромной скоростью. Подробнее о стратегии «Города-завода» мы расскажем в другой раз, но суть его в том, чтобы построить длинный дом и все производственные здания, а леса вокруг заполонить лесопилками.

Без длинного дома ирокезы вовсе не заслуживали бы внимания. А так их можно смело отнести к строительным цивилизациям и влепить твердый трояк.

Экспансионистские цивилизации

Эти цивилизации устроены так, чтобы им легче было захватывать земли и увеличивать территорию страны. Качество это хорошее. Земли много не бывает, и чем больше территория, тем легче дотянуться до ресурсов.

История[]

История Китая насчитывает около шести тысяч лет и охватывает довольно большую часть истории всего человечества. Доисторические предки человека жили на территории Китая около двух миллионов лет назад. Современный человек населяет этот регион по меньшей мере 18 веков.

Ранняя история

Самая древняя из известных централизованных политически сил Китая — династия Ся. Точные даты ее правления остаются спорными, но большинство авторитетных ученых утверждают, что династия Ся существовала примерно с 2000 года до н.э. по 1600 год до н.э. Она контролировала не весь Китай. Ее владения были сосредоточены в северном Китае, в регионе, который позже был назван Маньчжурией. Династию Ся сменила династия Шан, которая правила примерно с XVIII по XII столетие до н.э. Ей на смену пришла династия Чжоу, которая удерживала власть до IX в. до н.э. С IX века до н.э. по II век до н.э. Китай разрывали почти непрерывные междоусобные войны — так называемый Период весен и осеней, за которым последовал Период враждующих государств. В конечном итоге во втором веке до нашей эры династия Цинь покорила своих соперников и впервые объединила территорию Китая в одном государстве. Ее преемница, династия Хань, учредила титул императора, единственного правителя всего Китая.

Поздняя история

В последующие столетия Китаем правили династии Тан и Сун. В 1271 году страну покорили монголы под руководством Хубилай-хана, который основал собственную династию Юань. Столетием позже династия Юань была свергнута, и к власти пришла династия Мин, правление которой продолжалось до XVI столетия н.э. На смену династии Мин пришла династия Цин, правившая до 1912 года, когда была провозглашена Китайская республика. Эта республика продержалась около пятидесяти лет, после чего в 1949 году была образована Китайская Народная Республика, которая существует и сегодня, в момент написания этой статьи.

Китайские изобретения

Китайцы всегда отличались трудолюбием и изобретательностью. Они подарили человечеству множество изобретений, включая бумагу, порох, компас и наборную печать. (Да, всегда, когда люди говорят про Китай, они обязательно рассказывают про открытия. Считайте это законом.)

Китай и мир

На протяжении большей части своей истории Китай оставался относительно замкнутой цивилизацией

Он не слишком обращал внимание на остальной мир, который платил ему тем же. Это было совсем не сложно, поскольку Китай располагался в относительном удалении от других центров цивилизации, а соседние народности отставали от него по уровню развития

Любых захватчиков, которых Китай не мог победить силой (например, монголов, пришедших в 1271 году), поглощала мощная китайская культура, так что все захватчики очень быстро ассимилировались с завоеванным народом.

В XVIII и XIX столетиях положение дел изменилось. К тому времени европейские державы и Япония значительно превосходили Китай в отношении технологий. Превосходство на море, лучшее вооружение, лучшие средства связи и современная военная тактика позволили другим государствам установить контроль над богатыми прибрежными городами Китая. Там они развернули чрезвычайно прибыльную для себя деятельность, включая печально знаменитую торговлю опиумом. Слабое и коррумпированное центральное правительство Китая не могло изгнать ненавистных чужеземцев, которые по большей части оставались в стране до тех пор, пока их не прогнали японцы во время Второй мировой войны.

Китай сегодня

Вскоре после Второй мировой войны националистов победили коммунисты, которые за 50 лет правления упрочили центральную власть, модернизировали экономику и улучшили уровень жизни населения. Этот процесс сопровождался различными ошибками и перегибами, включая безумную «Культурную революцию», уничтожившую китайскую интеллигенцию. За последние 40 лет Китай стал ведущей мировой державой, которая постепенно подминает под себя все экономики мира, включая экономику США, с которой прежде не мог конкурировать никто.

Тем не менее в Китае есть свои проблемы. Большая часть энергии тратится на поддержание огромного и постоянно растущего населения. По мере строительства новых заводов и фабрик все чаще возникают вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды. Все больше автомобилей наводняют улицы больших городов. Тибет, который кто-то считает оккупированной территорией, а кто-то — неотъемлемой частью Китая, остается основной темой политических нападок на Китай. Но у всех этих проблем наверняка найдется решения, так что Китай вполне может стать ведущей силой XXI века.

Стратегия[]

Империя Сонгай сильна как в древности, так и в средневековье. Утроенный бонус за уничтожение варварских лагерей позволяет с самого начала игры зарабатывать крупные деньги, а глиняные мечети заметно увеличивают прирост культуры, позволяя открывать такие общественные институты, как, например, «Честь». До средневековья сонгайцы имеют среднюю силу, но благодаря большому заработку с лагерей варваров, экономически превосходят многих других.

В средневековье становятся доступны всадники мандекалу, которые не получают штрафы за атаку городов, что и обуславливает дальнейшую стратегию игры. Группой всадников можно за быстрое время захватить много городов, получив при этом ещё больше золота и расширив границы государства.

Нельзя не отметить и бонусы для погружённых на борт юнитов: их гораздо сложнее уничтожить, а потому можно не бояться варварских галер и трирем, которые так докучают в ранние эпохи. Благодаря этому, параллельно с ведением прибыльных войн на своём континенте, можно колонизировать и заморские земли.

После появления уланов и кавалерии, Сонгай опять занимает среднее положение по силе, прибыль от варварских лагерей становится малозначительной, но вот грабёж городов всё ещё может пополнить казну. Из этого следует, что играть за Сонгай эффективнее всего в средневековье, но и в другие эпохи эта империя занимает далеко не последнее место.

Рим (Цезарь Август)

Римская слава. +25% к скорости строительства зданий, которые уже есть в столице.

Отряды: баллиста (заменяет катапульту) и легион (заменяет мечников).

Ускоренное строительство — это, конечно «Супер!», но никак не «Супер-супер-супер!»

Римские города быстро отстраиваются, если здание, которое они строят, уже есть в самом Риме. Ускоренное строительство — это, конечно «Супер!», но никак не «Супер-супер-супер!», потому что скорость строительства — не такая уж большая проблема. Куда сложнее найти деньги, чтобы содержать обширную инфраструктуру. Конечно, для быстрой экспансии очень хорошо, когда в городах можно быстро построить то, что нужно. Но такой подход провоцирует на строительство лишних зданий, которые могут стать большой обузой ближе к концу игры. А разрушать и продавать лишние здания нельзя — грустно, но факт.

С отрядами у Рима дела обстоят совсем печально. Баллиста — ничем не выдающаяся слегка усиленная версия катапульты. Легионеры — усиленная версия мечников (и на них тоже расходуется ценное железо). Конечно, легионеры могут строить дороги, что забавно. Но при переобучении легионеров на длинные мечи (и так далее) эта способность совершенно пропадает.

История развития[править]

Civilization 1: самая первая игра, боевые единицы изображаются иконками, поля квадратные.

Civilization 3: в этой итерации игра обзавелась какой-никакой графикой и анимированными единицами. Появилась культурная победа и городские границы. Помимо Великих Чудес света в игру добавили малые чудеса, которые можно было строить всем цивилизациям, но только в одном городе. Формы правления стали проработаннее (хотя кому как). К сожалению, неплохая игра осталась в тени шикарной второй части.
Civilization 4: графика становится трёхмерной. Теперь у каждой боевой единицы есть опыт. Впервые в серии появляются великие люди и религия. Множество особых фишек, уникальные для этой части (например, корпорации, колонии, а точнее возможность дать им независимость, а также события и квесты, худо-бедно внедренные уже только в 6ой). Пик стратегической составляющей в серии, потомками неповторенный (там уже преобладает больше тактика). Формы правления заменены социальными политиками, включающими и форму правления и общественный строй, и религиозное устройство, и даже экономику

Кроме прочего, именно с этой части изменился модус развития — теперь не важно количество городов (даже перевес в один-два развитых города давали серьезное преимущество в прошлых частях). Стало возможно играть странами с небольшим количеством городов (в 5ой и 6ой это еще более ярковыраженно)

Побила рекорд второй части, многими и сегодня считается лучшей.

Civilization 5: добавлены чудеса природы, а карта наконец-то избавляется от проблемы диагоналей, становясь основанной на шестиугольниках. Переработана общественная политика, подарив нам социальные институты, уникальную механику 5-ой части, ставшую одним из символов игры (В аддоне Brave New World появились еще и идеологии). Еще одно нововведение — города-государства. И самое важное — на клетку теперь можно поместить только одно подразделение одного типа: военное или мирное (поселенцы, инженеры и прочие). Хардкорные фанаты поначалу поругивались, обвиняя игру в «оказуаливании», но потом в целом признали ее кошерность.

Civilization 6: последняя на данный момент итерация. Основным нововведением является рост городов специализированными участками и разделением дерева развития на технологии и общественные институты. В чем-то игра упрощена по сравнению с пятой частью, например строительство зданий в городах ограничено типами построенных там районов, а некоторые здания вообще убраны. Со временем была допилена и перестала напоминать размалеванную болванку, в изобилии наполненную багами, косяками и просто неудобностями интерфейса и геймплея, даже обзаведясь некоторыми особенностями. Социальные институты снова переработали. С недавних пор вернули из второй части экологию, природные катастрофы и микротерраформинг. К сожалению, не всем пришелся по нраву новый «мультяшный», несерьезный стиль, а также ИИ, который, кажется, на релизе был еще глупее, чем в пятерке. Впрочем, на данный момент (лето 2021 года), по сравнению с прошлой, шестая часть со всеми патчами и аддонами стабильнее и баланс лучше, что стало главной причиной перехода большей части сетевых игроков из 5-ой в 6-ую, хотя в первые пару лет существования игры она проигрывала «пятерке» в количестве одновременных игроков в Steam. Также многие игроки благосклонно приняли некоторый закос под одних из главных конкурентов серии на ниве исторических стратегий — игры от Paradox Interactive, в частности, введение механики casus belli.

References[]

  1. Metascore for Sid Meier’s Civilization VMetacritic, Retrieved June 24, 2020
Civilization V
Gods & KingsBrave New World

ListsBuildings •
Civs •
DLC •
Improvements •
Promotions •
Resources •
Scenarios •
Social Policies •
Technologies •
Terrain •
Unique Abilities •
Units •
Wonders (Natural)

ErasAncient •
Classical •
Medieval •
Renaissance •
Industrial •
Modern •
Future† •
Atomic‡ •
Information‡

Concepts City-State •
Culture •
Espionage‡ •
Food •
Gold •
Great People •
Happiness •
Production •
Religion‡ •
Science •
Tourism‡ •
Victory

Guides etc.Achievements •
Mathematics •
Modding •
Major Patches •
Soundtrack

† Only in vanilla Civ5
‡ Only in Gods & Kings and Brave New World

Китай (У Цзэтянь)

Искусство войны. Генералы появляются быстрее и дают дополнительно +20% к силе отрядов.

Здание: бумажная мастерская (заменяет библиотеку)

Отряд: чокону (заменяет арбалетчиков).

Китай — идеальная военная цивилизация. Конечно, на месте китайцев я бы обиделся за то, что такую древнюю культуру — и далеко не самую воинственную — записали в «боевые». Но что поделать! Так уж решили разработчики.

Генералы усиливают отряды в походах. Генералы строят отличные оборонительные крепости, которые усиливают отряды вокруг себя. Наконец, если их много, то одного-другого генерала всегда можно потратить на Золотой век. Так что беспокоиться за военную мощь Китая не стоит — он и нападение отразит, и при случае завоюет государство-другое.

Пара-тройка арбалетчиков — и любая армия вторжения тут же скашивается на подходах.

Бумажная мастерская заменяет библиотеку и вдобавок к науке прибавляет еще и по четыре золотых за ход (считай — три, если вычесть амортизацию). Поскольку для войны нужны деньги, деньги и еще раз деньги — здание чрезвычайно полезное.

Чокону — китайский вариант арбалетчика. Он чуть слабее своей альтернативы в бою, но зато может стрелять дважды за ход. Понимаете, чем дело пахнет? Дважды за ход! Это же смерть всему! Пара-тройка арбалетчиков — и любая армия вторжения тут же скашивается на подходах.

Стоит помнить, что арбалетчики Китая сохраняют свою способность при модернизации. Стрелки, пехота, механизированная пехота… Если они не были построены с нуля, а были переделаны из чокону, то cмогут атаковать дважды за ход. Жаль, правда, что при модернизации арбалетчики теряют дистанционную атаку. Но две атаки за ход против заведомо более слабых противников — это скоростной блицкриг, которому мало что можно противопоставить.

Цивилизации и лидеры[]

Цивилизации в стандартной Civilization V
Цивилизация Лидер Особые юниты Особая постройка Особое свойство
Америка Джордж Вашингтон Минитмены, B17 Явное предначертание
Англия Елизавета I Йомены, Линейный корабль Солнце никогда не восходит
Аравия Гарун Аль-Рашид Лучники на верблюдах Базар Торговые караваны
Ацтеки Монтесума Воины-ягуары Плавучие сады Жертвоприношение пленных
Германия Отто фон Бисмарк Ландскнехты, Панцер Тевтонский орден
Греция Александр Гоплиты, Гетайры Эллинский союз
Египет Рамсес II Боевая колесница Гробница Строители гробниц
Индия Ганди Боевые слоны Красный форт Рост населения
Ирокезы Гайавата Томагавки Длинный дом Великий путь войны
Китай У Цзэтянь Чжугэ Ну Бумажная фабрика Искусство войны
Персия Дарий I Бессмертные Двор сатрапа Наследие Ахеменидов
Рим Октавиан Август Легион, Баллиста Слава Рима
Россия Екатерина Великая Казаки Крепость Сибирские богатства
Сиам Рамкамхенг Слоны Наресуана Ват Отец народов
Сонгай Аския Всадники Мандекалу Глиняная мечеть Речной вождь
Турция Сулейман Великолепный Янычары, Сипахи Берберийские корсары
Франция Наполеон Бонапарт Мушкетеры Шато Город Света
Япония Ода Набунага Самураи, Зеро Бусидо
Цивилизации в дополнении Gods and Kings
Цивилизация Лидер Особые юниты Особая постройка Особое свойство
Австрия Мария Терезия
Гунны Аттила
Карфаген Дидона
Нидерланды Вильгельм I
Эфиопия Хайле Силасие
Византия Феодора
Дания Харальд Синезубый
Майя Пакаль
Швеция Густав Адольф
Кельты Боудика

Греция (Александр Великий)

Бойтесь данайцев, ахейцев, аргосцев, критцев, микенцев и миксолидийцев.

Эллинский союз. Влияние на города-государства убывает вдвое медленнее, а восстанавливается вдвое быстрее.

Отряды: гетайры (заменяют конницу) и гоплиты (заменяют копьеносцев).

Раздаем деньги всем; как следствие — улучшение характе- ра дипломатических отношений и прекрасный аппетит.

Не зря мы так нахваливали Грецию в рецензии. Умение договариваться с городами-государствами за вдвое меньшие деньги бесценно, особенно в сочетании с веткой «Покровительство». Если Сиам стоит выбрать на картах, где города-государства в дефиците, чтобы два друга шли за троих, то Греция — идеальный выбор на обширных картах, где есть с кем подружиться. Раздаем деньги всем; как следствие — улучшение характера дипломатических отношений и прекрасный аппетит.

Своих зданий у Александра Македонского, увы, нет. Но выданный разработчиками комплект отрядов трудно переоценить. Гоплиты — усиленная версия копьеносцев. Они, правда, и дороже, но для ведения ранних войн и отражения атак варваров подходят отлично. Македонская кавалерия — великолепная замена обычной коннице. Ее достоинства многочисленны:

  • Она сильнее обычной конницы;

  • Она не требует лошадей в качестве ресурса (это не только само по себе отлично, но и позволяет безопасно приторговывать лошадьми, если они все-таки есть);

  • Боевые действия македонской кавалерии быстрее порождают великих генералов (бесценно).

Экономические цивилизации

Сюда мы запишем цивилизации, чьи способности позволяют зарабатывать много-много денег, которые помогают сгладить немало проблем в других областях.

Civilization’s introduction[]

An introduction shows when a new game is started in Civilization. The intro was added to give players something to look at while the game world was being created, though it can be skipped.

The following words form the actual introduction of Civilization:

In the beginning, the Earth was without form, and void.
But the Sun shone upon the sleeping Earth and deep inside the brittle crust massive forces waited to be unleashed.
The seas parted and great continents were formed. The continents shifted, mountains arose. Earthquakes spawned massive tidal waves. Volcanoes erupted and spewed forth fiery lava and charged the atmosphere with strange gases.
Into this swirling maelstrom of Fire and Air and Water the first stirrings of Life appeared: tiny organisms, cells, and amoeba, clinging to tiny sheltered habitats.
But the seeds of Life grew, and strengthened, and spread, and diversified, and prospered, and soon every continent and climate teemed with Life.
And with Life came instinct, and specialization, natural selection, Reptiles, Dinosaurs, and Mammals and finally there evolved a species known as Man and there appeared the first faint glimmers of Intelligence.
The fruits of intelligence were many: fire, tools, and weapons, the hunt, farming, and the sharing of food, the family, the village, and the tribe. Now it required but one more ingredient: a great Leader to unite the quarreling tribes to harness the power of the land to build a legacy that would stand the test of time:
a CIVILIZATION!

The game pulls the introductory text from a text file located in the game’s directory, and it is possible to alter the text file to manipulate the game’s introduction.

In Civilization IV, the same text, read by Leonard Nimoy, and a very similar animation introduces players to a new game.

Сиам (правитель — Рамкамхенг)

Уникальная способность — «Отец правит детьми». Объемы еды и культуры, получаемые от дружественных городов-государств, увеличены на 50%.

«Дружба крепкая не сломает-ся» — столица Сиама неслабо отъелась на подарочных харчах и культуре.

Уникальное здание: ват (заменяет университет).

Уникальный отряд: нересуанский слон (заменяет рыцарей).

Кто бы мог подумать, что Таиланд, он же Сиам, будет одной из лучших стран в игре? Благодаря эффективному «выхлопу» от отношений с городами-государствами тайцы могут забыть о фермах и музеях — еды и культуры и так будет много. Высвободившиеся клетки и строительные мощности стоит использовать для зарабатывания денег, потому что дружба с городами-государствами — дело недешевое. Впрочем, тут поможет ветка социальной политики «Покровительство» — развивайте ее!

Обилие еды может стать проблемой, если приведет к бесконтрольному росту городов и увеличению недовольства. Но… всем бы такие проблемы, правда? Компенсировать недовольство поможет ветка социальной политики «Благочестие». Она не совместима с «научными» социальными политиками, но тут поможет ват — кхмерский буддистский храм. Ват дает не только науку, но и приличное количество культуры, а обходится чуть дешевле университета — рекомендуем. А вот со слонами дела обстоят так себе. Слоны чуть сильнее рыцарских отрядов и хорошо справляются с конницей. Но против пикинеров они мало что сделают, а невысокая скорость слоников подвергает их опасности контратаки.