Как стать разработчиком игр: подборка курсов по созданию игр

Оплата труда

Оплата труда этих специалистов чаще всего производится поэтапно по факту выполненной работы. Размер гонорара зависит от уровня подготовки разработчика, его обязанностей и проекта, над которым он трудится, а также от количества человек в команде

Но если специалист  хочет получать стабильный заработок, то ему стоит обратить внимание на сегмент браузерных и социальных игр, мобильных приложений, а также игр для PlayStation

Карьера

Разработчик игрового ПО способен реализовать свой талант в любой IT-специальности, поэтому перед ним распахнуты все двери. Он может открывать собственные компании, создавать продукты, которые интересны ему, а потом заниматься поиском инвесторов, работать на компанию или агентство, получая стабильную прибыль.

Профессиональные знания

  1. Языки программирования.
  2. Обязательно знание английского языка.
  3. Умение рисовать от руки или с помощью специальных программ.
  4. Знание Unity и других игровых движков.
  5. Умение работать с 3D-редакторами, программами для 3D-моделирования и другими инструментами для разработки игрового ПО.
  1. Американ Макги.
  2. Уилл Райт.
  3. Хидэо Кодзима.

Что такое геймдев

Под геймдевом в современном мире подразумевают процесс создания компьютерных игр. В качестве разработчика может выступать, как один человек, так и целая команда.

Финансированием и реализацией проекта, как правило, занимаются издатели. Дизайнеры, художники и музыканты отвечают за визуальное восприятие. На плечах маркетологов лежит процесс продвижения готовой игры.

Геймдев классифицируют по жанру и типу игры. По жанру выделяют следующие разновидности:

  • шутеры;
  • онлайн-игры;
  • гонки;
  • симуляторы;
  • платформеры;
  • экшен;
  • стратегия;
  • ролевые игры;
  • головоломки.

Существует разделение игр по типу платформы, на которой они функционируют. Речь идет о браузерных, консольных, мобильных и компьютерных игр. Процесс создания каждой из них будет иметь принципиальные отличия.

Создание компьютерной игры с нуля выполняется в несколько этапов:

  1. Препродакшн. На этом этапе происходит продумывание идеи проекта. Основные задачи этого процесса ложатся на плечи геймдизайнера. На этом этапе также может писаться сценарий и создаваться движки.
  2. Основной этап разработки. Он предполагает задействование звукорежиссеров, художников и дизайнеров. Этот этап считается самым длинным, он может длиться несколько лет.
  3. Тестирование. Этот процесс выполняют тестировщики. Им необходимо выявить багги и ошибки игры. Иногда после тестирования ее приходится редактировать.
  4. Поддержка. Этот этап может занять достаточно продолжительное время. Поддержка предполагает исправление и улучшение некоторых моментов игры уже после ее выхода. В нее входят различные обновления и ивенты.

Поддержка

Уже с 90-х годов игры получают обновления и патчи в течении года или больше после релиза. Это обусловлено системой монетизации – продажа копий игры плюс дополнения. Помимо финансовой выгоды поддержка уже вышедших игр имеет ряд других преимуществ. На этом этапе команда сосредотачивается на исправлении всех возможных ошибок и недочетов, найденных после релиза игры, а также создает новый контент или вводит механики, которые просят игроки.

За это время можно укрепить отношения со своей фанбазой и получить драгоценный опыт, который поможет предвидеть похожие ошибки в будущем. Этот период проходит у всех по-разному и в большей степени зависит от того как игру приняли. Если игра принята хорошо нужно задумываться о развитии успеха, если плохо, о том стоит ли продолжать вкладывать в неё силы и средства.

В последние годы в индустрии прочно обосновалось такое явление как “Ранний доступ”. Эта функция, которая позволяет игрокам получить доступ к недоделанному продукту и иметь возможность помочь разработчикам сделать игру лучше. Выход в ранний доступ считается частью этапа продакшена или даже его финальной частью, однако по своей сути он очень напоминает, как раз поддержку.

Основной идеей раннего доступа является возможность разработчиков испытать свои наработки, не достигая точки невозврата и исправить недочеты пока не стало слишком поздно. Если игра проходит такой этап, то поддержка уже представляет собой работу над нововведениями и расширением игры.

Еще одним важным элементом этапа поддержки является осознание момента, когда стоит двигаться дальше и браться за следующий проект. В любом случае вы не можете держать рентабельность игры на должном уровне в течении долгих лет, поэтому нужно задумываться о следующем шаге до того, как пройдет пик популярности предыдущей игры.

Если вы не будете пытаться делать качественных шагов вперед, а клепать дополнения и сиквелы, мало отличающиеся от предыдущих частей вы рискуете получить разочарование фанатов и недоверие с их стороны.

Что такое программирование?

Итак, когда речь идёт об игровой разработке, скорее всего имеется в виду программирование. Что это такое? Проще всего сказать, что это искусство объяснять компьютеру, что он должен делать. В контексте разработки игр это значит делать вещи, вроде «если игрок нажимает кнопку «вверх», сделать то» или «если здоровье падает до нуля, сделать это».

Как вам программировать игры – это уже вопрос непростой, и с ним вам предстоит помучиться. Ещё важнее понимать, что здесь всё зависит от вашего ребёнка. Все мы думаем по-разному и по-разному выражаем свои идеи. Кто-то может выбрать стиль, совершенно непривлекательный для другого.

По большому счёту, существует три способа говорить компьютеру, что делать (зачастую дело сводится к их комбинации):

Визуальное программирование

Распространённый подход среди новичков, да и среди разработчиков вообще (к примеру, в популярном коммерческом движке Unreal Engine 4 есть интерфейс визуального программирования Blueprints). Вы формируете игровой экран, перетаскивая элементы, впоследствии связывая их подобием блок-схемы. Если ваш ребёнок мыслит визуальными образами, это лучший выбор.

Construct – один из инструментов визуальной разработки игр

Скриптовые языки

Здесь вы объясняете компьютеру задачу с помощью небольших текстовых файлов. Зачастую вы всё равно пользуетесь визуальным редактором, как на картинке выше, но даёте компьютеру понять, что нужно делать, не заполняя текстовые поля и не выстраивая схемы, а с помощью кода.

Пример скриптового языка LUA в библиотеке LÖVE

Этот кусочек текста указывает компьютеру загрузить изображение «whale.png» и вывести его на экран.

Традиционные языки программирования

Наконец, многие игры пишутся на традиционных языках: C++, Java, C# и других. Сразу скажу прямо, что не советую юным игроделам начинать с традиционных, или, если точнее, компилируемых языков по ряду причин.

Главный вопрос, который может у вас возникнуть: чем отличаются скриптовые и компилируемые языки? В основном различия касаются технических подробностей, выходящих за пределы данной статьи, но в целом всё сводится к комплексности. Работа с компилируемым языком затрагивает множество вещей, о которых не нужно думать в скриптовых языках: компиляция (превращение написанного вами текста во что-то, понятное компьютеру), линковка (тут в двух словах и не объяснить) и многое другое.

Более важным различием выступает назначение. Скриптовые языки в основном направлены на решение конкретных задач для упрощения жизни разработчика. Если вкратце, скриптовые языки гораздо проще в изучении и использовании.

В конечном итоге вы часто будете встречать средства разработки, совмещающие визуальное программирование и скриптовые языки.

Утверждение

Теперь, когда есть предмет разговора, можно начать критику и бомбардировку наводящими вопросами. Очень часто на этапе мозгового штурма процессом руководят эмоции, поэтому критика должна приходить с холодной головой. Пусть каждый участник обсуждения выразит свои опасения, недовольства, правки и так далее. Этот процесс позволит залатать первые дыры, найти недостающие элементы и привести всю идей в более организованный вид.

Старайтесь проводить обсуждение в несколько итераций, если вы пробежите по всему написанному несколько раз, вы найдете еще больше того на что не обратили внимания в начале.

Продажа компьютерных игр

Продажа компьютерных игр подразумевает посреднические услуги между разработчиком и конечным потребителем.

Есть несколько способов ведения бизнеса:

Оба варианта могут подразумевать под собой как продажу игровых дисков, так и продажу кодов к ним.

Для реализации этой идеи в России требуется массовая закупка дисков или ключей. Крупные компании такие как «Бука», «1С» и прочие предлагают свои услуги по оптовым поставкам игр и ПО. Подобная система подразумевает покупку у официальных представителей коробок с играми, перепись ключей и дальнейшую их реализацию. Данную игру можно запускать как с диска, так и скачать, используя ключ.

Вложения в бизнес-идею требуются в основном на рекламу и покупку необходимых материалов. Минимальный заказ игровых дисков у оптовой компании — 200 $.

Из чего состоит процесс производства игры?

Игровая студия, как и всякая компания, включает в себя разные отделы и департаменты – количество этих департаментов, само собой, зависит от размеров студии. Команда разработчиков традиционно состоит из игровых дизайнеров, арт-дизайнеров, разработчиков, модификаторов, игрового продюсера, программистов, арт-директоров проекта и так далее.

Большие игровые студии разрабатывают сразу несколько проектов, над каждым из которых работает независимая команда (например, CD Project Red начали разработку “Киберпанк-2077”, когда “Ведьмак 3” был на финальной стадии).

Процесс разработки игры упрощенно можно поделить на следующие этапы:

  • подготовка («препродакшн»);

  • концепты и геймдизайн;

  • производство;

  • поддержка и модернизация игры после выхода (патчи и исправление багов, DLC)

Сначала, как и со всяким проектом, рождается идея. Если разработчик и издатель – это две разные компании, идея должна быть предложена руководству, одобрена и выставлена на рассмотрение издателям. Затем следует стадия создания концептов, и работа передаётся художникам. Художники в команде бывают разными: кто-то рисует катсцены и 2D, концепт-арты и локации, кто-то воплощает 3D-графику или прорабатывает “задники” и интерфейс.

Так выглядит процесс разработки компьютерной игры (на самом деле нет)

Точно так же с программистами, им нужно разработать ИИ (искусственный интеллект) компьютерной игры и “движок” (совокупность игровых механик и программных инструментов, благодаря которой работает игра) либо адаптировать существующий под нужды проекта.

При разработке программного обеспечения перед специалистом стоят следующие задачи:

  • программирование игрового движка, в том числе симуляция физики, столкновений, движения объектов;

  • разработка графического движка, интеграция трёхмерных моделей, текстур;

  • интеграция музыки, речи, звуковых эффектов;

  • разработка геймплея (бой, игровая камера – любые интерактивные взаимодействия);

  • типичные сценарии – триггеры и реакции игрового мира на действия игрока;

  • адаптирование под устройства ввода – работа с клавиатурой, мышью и геймпадом;

  • разработка сетевых коммуникаций – игра по локальной сети и интернету.

Для написания музыкального сопровождения и основных тем (OSTов) к игре обычно нанимают композитора, а команда звукорежиссуры регулирует голоса персонажей, отбирает актёров, придумывает звуки игры и отвечает за техническую сторону процесса.

Наконец, цельную игру отдают тестировщикам. Это люди, которые до выпуска игры ищут в ней баги (ошибки), проверяют качество и соответствие проекта заявленному концепту, то есть выясняют, принесет ли игра удовольствие конечному бенефициару – игроку.

«Жиза ГД». Странные игры

Хронометраж: 1 час

Периодичность: 1 раз в неделю

Тайм-коды: есть

«Жиза ГД» — подкаст компании Pixonic, которая делает мобильные игры. Представители Pixonic обсуждают тенденции индустрии, обучение в геймдеве, прикладное применение и неочевидные аспекты игр. Так, ведущие беседовали с научным сотрудником РАН о применении видеоигр в лечении гиперактивности у детей, а с главой студии Ice-Pick Lodge, Николаем Дыбовским, поговорили об иллюзии выбора.

В одном из эпизодов подкаста обсуждали странные игры. Странными играми называют те, которые нельзя вписать в существующие жанры. Например, Papers, Please — игра о жизни в тоталитарной стране и работе в паспортном контроле. Проверка документов и оплата счетов кажутся скучными занятиями, но игра устроена так, что рутина превращается в увлекательный геймплей.


Скриншот игры Papers, Please

Странные игры тяготеют к искусству и перформансу или к экспериментальному геймплею. В ряду первых ведущие вспоминают проект ШХД: ЗИМА о жизни в хрущёвке, где геймплей сводится к перемещению по квартире и зимнему двору. Среди вторых — игра Return of the Obra Dinn. В ней игрок бродит по опустевшему кораблю и ведёт детективное расследование.

CryENGINE 3 Free SDK

CryENGINE 3 — бесплатный игровой движок созданный компанией Crytek, которая выпустила первую версию движка в 2002 году. Третья же версия появилась на свет в 2009 году. Мировая известность этого движка оправдана потрясающими графическими показателями выпускаемых продуктов, некоторые из которых выглядят невероятно фотореалистично.

Возможности:

  • Лучшей демонстрацией возможностей я считаю уже готовые игры и тут у CryENGINE 3 есть чем похвастаться. За все время этот движок использовался разработчиками таких игр как Far Cry, Crysis и AION. Конечно же, список созданных игр гораздо больше, но я привел наиболее известные игры.
  • CryEngine 3 является кроссплатформенным движком и поддерживает PC, PlayStation 3 и Xbox 360 .
  • Импортировать текстуры можно из 3ds max, maya а также из предыдущих версий движка.
  • Процитирую слова основателя компании Цеват Ерли: «Движок был готов к следующему поколению еще 3 года назад. У нас давно есть продвинутая система частиц, GPU-рендеринг, Deferred shading, тесселяция, поддержка DX11 и так далее» — Действительно, реальные примеры созданных игр, говорят о многом.

С чего начать?

SDK скачивается в виде архива, без инсталлятора. В архиве содержится несколько папок, каждая из которых имеет свое назначение. Например, для запуска редактора используйте папки bin32 или bin64 (в зависимости от разрядности вашей системы). Файл редактора editor.exe, ну а для просмотра результата — launcher.exe.

Собственно это небольшое пояснение, к тому, что Вы скачаете, все остальное Вам расскажут многочисленные видеоуроки. К счастью, данный движок оказался очень популярным и для него есть целое русскоязычное сообщество (ссылка ниже), тут Вы найдете обучающие материалы и сможете задать вопрос. Это, несомненно, играет в пользу движка для русскоязычных разработчиков, ведь процесс разработки игры не так прост, и не обходится без ознакомления с технической документацией.

Ограниченность бесплатной версии состоит в том, что Вы не сможете получить лицензию и распространять (продавать) разработанную Вами игру.

Язык интерфейса: Английский

Видеоуроки по CryENGINE 3 Free SDK

Крестики-нолики

Суть игры: перед вами минимальное игровое поле 3 х 3 клетки. Каждому игроку присваивается своя фигура (крестик или нолик), после чего они поочередно заполняют ими поле. Первый ход за крестиками. Побеждает тот, кто соберёт 3 своих фигуры в ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали).

Чем полезно: Переход от текстовых приложений к графическому интерфейсу, хоть и на достаточно примитивном уровне. С точки зрения самого кода, в простейшем случае создатель игры потратит уйму времени на описание всевозможных однотипных ситуаций, просто набив руку. Но есть и сложный путь создания функционального кода.  

Как усложнить: увеличение размеров поля, регулировка сложности.

Обучение на разработчика игр

Если студент желает после завершения учебы заниматься разработкой игр, то он изначально должен освоить либо профессию программиста, либо специальность геймдизайнера. Специальности «разработчик игр» в вузах СНГ нет, но после получения высшего образования можно пройти дополнительный обучающий курс в частной IT-академии.

Курсы

Онлайн-курсы GeekBrains

Всего за 4 месяца люди без дополнительной подготовки могут освоить профессию «разработчик игр», занимаясь практической работой. Курс состоит из многоуровневой программы, поэтому студенты находят работу еще на стадии обучения. После завершения курса в руках у студента остается портфолио, отличное резюме, опыт работы и сертификат!

Flexbox Defense

Flexbox Defense – действительно один из лучших способов укрепить свои знания и навыки CSS Flexbox! Это игра в жанре Tower Defense, в которой вам необходимо не дать приближающимся врагам пройти через вашу оборону, переместив башни на такое место, чтобы турели могли стрелять во вторгшихся врагов, прежде чем они пройдут через вас. Вам необходимо использовать свойство ‘justify-content’ в контейнере для размещения ваших башен. Несколько наиболее распространённых значений, принимаемых свойством «justify-content», следующие:

  • flex-start: группировать элементы в начале главной оси;

  • flex-end: группировать элементы в конце главной оси;

  • center: группировать элементы в центре;

  • space-around: равномерно распределить элементы по главной оси так, чтобы вокруг всех элементов было равное пространство.

Есть много других свойств CSS Flexbox, которые используются в игре, такие как align-items, flex-direction, order и некоторые другие.

Разработка игр на Unity от GeekBrains

Продолжительность: 6 месяцевСтоимость: 6831 рублей в месяцПреподаватели: Андрей Заярный, Сергей Камянецкий, Роман Муратов, Тимур Гадеев, Дмитрий Анзин, Илья Афанасьев, Павел ШмачилинНа кого рассчитана программа: на новичков в игровой индустрии

Еще один онлайн-курс по разработке игр на Unity от GeekBrains. На этот раз он
рассчитан на взрослую аудиторию. Этот полноценная программа обучения поведает вам
об основах программирования на C#, инструменте разработке Git, основах ООП, работе с базами данных
и особенностях игрового движка Unity,

Учебная программа онлайн-курса включает:

  • выбор языка программирования и подготовка браузера;
  • установку редактора кода;
  • типы данных;
  • алгоритмы и блок-схемы;
  • циклы do, while, for;
  • работу с массивами и функциями;
  • разработку игры Black Jack;
  • знакомство с языком программирования C# – переменные и типы данных, ветвления, циклы, функции;
  • разработку и настройку управления простой игры;
  • особенности git;
  • откат изменений;
  • работу с ветками;
  • способы убрать конфликты;
  • распространенные ошибки;
  • управляющие конструкции в C#;
  • Windows Forms;
  • работу с XML;
  • выражения и строки;
  • основы работы оперативной памяти;
  • работу с классами – список, горизонтальные линии, вертикальные линии, фигура, змейка, препятствия;
  • ООП программирование;
  • установку СУБД и проектирование баз данных;
  • основные операторы, индексы и транзакции;
  • знакомство с Unity;
  • создание скриптов, ИИ и UI;
  • анимацию, аудио и визуальные спецэффекты;
  • ООП в Unity;
  • оптимизацию в Unity;
  • и многое другое.

Академия Алексея Сухорукова оглашает набор на онлайн-курс,
посвященный разработке видеоигр на Unity3D.
Для большинства людей этот движок известен, как основа игр для мобильных
телефонов, однако на нем также можно делать многомиллионные проекты для ПК и
консолей (например, Pillars of Eternity от студии Obsidian Entertainment).
Если вы желаете начать с инди-проектов на этом движке, то добро пожаловать на
курс.

Программа онлайн-курса «Разработчик игр на Unity3D» включает:

  • основы программирования на С# – структура,
    работа с массивами, цикл, ход выполнения программы, основные операции,
    модификаторы, свойства и классы;
  • ознакомление с интерфейсом программы;
  • особенности наследования;
  • основные достоинства и особенности работы с Unity;
  • настройку освещения;
  • работу с камерами, примитивами и коллайдерами;
  • рендеринг в Unity;
  • работу с материалами и текстурами;
  • консоль и компоненты;
  • настройку управления (управление мышью,
    клавиатурой, геймпадом, гироскопом и тачскрином);
  • настройку звукового окружения, моделями,
    текстурами;
  • создание элементов интерфейса;
  • сохранение и экспорт;
  • настойку искусственного интеллекта;
  • настройку анимации в Unity;
  • работу с тенями;
  • компиляция для кроссплатформенности;
  • способы монетизации в играх.

07.

Повторим: как создать свою игру

  • Придумать сюжет и пространство игры, в которой все будет происходить
  • Создать персонажей, уровни и систему мотивации, чтобы играть было интересно
  • Запрограммировать героев, пространство и алгоритмы игры и оживить все, что мы придумали
  • Упаковать игру для пользователей и продвинуть в интернете, чтобы как можно больше людей узнали про нашу потрясающую игру и присоединились

Приходите создавать свои миры на курсе «Игры на Python». Обучение проходит дважды в неделю: с поддержкой преподавателей-практиков и в группе единомышленников. В конце курса ребята показывают свои игры профессиональным гейм-дизайнерам и получают обратную связь. Ну и конечно, тестируют игры друг друга!

GDJob

«GDJob — специализированная площадка по поиску работы в геймдеве. Мы не агрегатор — все резюме и вакансии выкладывают сами соискатели и компании. Здесь нельзя найти случайно попавшего специалиста, который не в курсе, что его резюме находится на сайте. Также нельзя найти неактуальную вакансию. Ежемесячно сайт посещают более 10 000 уникальных посетителей. Цифра постоянно увеличивается. Это живой трафик, которым мы гордимся».

Константин Каржановский,
CEO GDJob

Большинство, компаний, которые размещаются на портале, разрабатывают мобильные игры: Gyre Rig, RJ Games, Black Caviar Games, Playgendary, Mystery Tag. Сайт находится на стадии альфа-версии, но уже сейчас соискатели успешно находят работу. Планируется масштабное обновление с фиксом багов и новыми функциями.

«Главный совет — хорошо прорабатывать и наполнять своё резюме. Если специалист занимается разработкой контента, обязательно нужно загружать свои лучшие работы для ознакомления. Расставляйте акценты — работодатель в последнюю очередь интересуется, в каком вузе получил диплом юриста начинающий 3D-художник».

Константин Каржановский,
CEO GDJob

Обучение геймдизайну в России

В России на гейм-дизайнера в вузах не учат — таких образовательных программ нет. Пройти обучение можно только на специализированных курсах.

Геймдизайн можно осваивать самостоятельно, но наступает момент, когда надо выбрать оффлайн- или онлайн-курсы

В сети разработчики охотно делятся  своими знаниями с новичками, есть профильные ресурсы (например, Gamasutra), бесплатные вебинары и книги (Джесси Шелл «Искусство геймдизайна»).

Новичкам желательно изучить:

  • программы Sketch, Photoshop;
  • принципы создания интерфейса Apple’s UI Do’s and Don’ts, Google Material Design;
  • создание 2D-объектов в Paint Tool SAI, Gimp, Photoshop;
  • создание 3D-объектов: Max (отрисовка), Blender (сложное обучение), Maya (анимация);
  • игровые ассеты (элементы игрового контента): Open Game Dev Art (библиотека графики), Behance (шрифты и иконки), KennyNL (готовые к использованию объекты).

Платные онлайн-курсы обучения геймдизайну

Выпускники большинства IT-школ с дистанционным обучением по завершению курса готовы к работе в студии на позиции гейм-дизайнера, инженера по данным, специалиста по контролю качества. Знаний, которые дают на онлайн-курсах достаточно, чтобы выпустить собственный коммерческий продукт.

Вводная часть любого курса — лекции по игровым классификациям, психологии, менеджменту и маркетингу, формированию геймплея, процессу разработки игры, мастер-классы. Обязательно есть практическая часть, презентация и защита концептов. Большинство платных курсов предполагают получение диплома.

Бесплатные курсы геймдизайна

Бесплатные курсы небольшие по продолжительности, но хорошо проработанные по разным аспектам геймдизайна. Такие проекты запускают крупные студии-разработчики и зарубежные университеты. Большинство программ обучения на английском.

Лучшие курсы геймдизайна в Москве

Очные курсы в Москве — это возможность разработать собственную игру под руководством опытного наставника. Прежде чем записываться на курс, желательно посетить пробное занятие, чтобы ознакомиться с методикой подачи материала, преподавателем, программой. Лучше выбирать курсы, которые ведут гейм-дизайнеры действующих студий.