Охлаждение

Содержание

Освоение целины

Ну вот, начало положено. Но нужно быть предусмотрительным и запастись пищей и кислородом. Вопрос с пищей помогут решить растения: мучное дерево, закопанный гадкокорень и щетинкоцвет, найденные в пещерах. Соберите урожай с уже созревших растений, и укажите дубликантам, чтобы они собирали с них урожай, как только они созреют (на панели инструментов команда Сбор, или просто латинская Y). Не торопитесь их выкапывать, они смогут продлить жизнь вашей колонии, пока вы заняты другими важными делами (Стоит познакомиться поближе с биологией растений, чтобы понимать, какое стоит выкопать и воспользоваться, а какое лучше не трогать). А вот что точно нужно сделать — посмотреть Фермерский оверлей (F10), который покажет, как скоро растения принесут плоды и почему их рост вдруг замедлился или прекратился совсем. Когда захочется иметь теплицу, советуем почитать статью про фермерство.

Пора подумать о ночлеге. Дубликанты уже спали на полу, но мы ведь не изверги. Пока. Нужно сделать им койки (меню построек Мебель, для удобства просто воспользуйтесь кнопкой 9), одну на каждого. Лучше выкопать отдельную комнату.

С ночлегом разобрались, о еде подумаем после — пора начать продвигать науку. Хорошее дело, но для этого понадобится исследовательская станция. Стоп, она требует электричество для работы! Ну что же, ищем руду поблизости. Скорее всего ей будет медная руда. Как только руды будет достаточно, строим ручной генератор, небольшой аккумулятор (меню построек Энергия, или просто кнопка 3) и станцию исследования (меню построек Станции, или кнопка ). Все это соединяем проводом. Хм, генератор очень сильно похож на беговое колесо. И где теперь найти такого большого хомячка?

Ура! Теперь доступны исследования. Если у дубликантов интеллект больше или равен интеллекту хомячка, то они начнут бегать в генераторе после того, как вы нажмёте на кнопку технологий в станции и выберете изучение, только не пугайтесь от многообразия наук. На первых порах
изучаем Основы фермерства и Продвинутые исследования. Для изучения нужна земля, и к этому времени у вас её будет предостаточно. Большая станция исследования (суперкомпьютер) станет доступна, когда дубликанты изучат «Продвинутые исследования» (и у вас будет дубликант с работой Лаборант или выше, но об этом в следующем параграфе). Без раздумий постройте его рядом, иначе научные изыскания зайдут в тупик уже после первых 10 циклов.

Генератор на природном газе

Этот генератор несколько более требователен к обслуживанию, но менее требователен к материалам для постройки.

Материал для газового насоса — любой. Не смотря на то, что природный газ выделяется из воронки температурой 150°C, его выделяется очень немного, а сам он имеет довольно низкий показатель теплоёмкости. Иными словами его настолько легко охладить, что не нужны даже теплоизоляционные плитки.

Суть схемы — природный газ откачивается при помощи дверей-выталкивателей в камеру хранения с газовым насосом, откуда он и отправляется на нужды колонии — будь то генератор или печка.

Особенностью постройки является то, что логические провода за дверьми прокладываются в последнюю очередь. Причем по одному и в порядке отдаления от воронки

Это важно, иначе дубликанты построят случайным образом один из проводов, он тут же закроет дверь и отрежет дублям доступ к остальным дверям.

Одной из особенностей данного генератора является выделение грязной воды в размере 67,5 г/с. Следовательно, на эту грязную воду нужно ставить жидкостный насос. 240 Вт эквивалентно 10000 г/с. Генератор на природном газе производит 67,5 г/с грязной воды, что значит, на уборку воды придётся дополнительно тратить ещё… 1,62 Вт/с.

Для сбора воды лучше поставить генераторы на природном газе на , а внизу разместить жидкостный насос с прикрученным к нему  — выставляем «выше 10 кг».

То, куда будет отправлена грязная вода с генератора — выбор каждого. Можно поставить рядом блок гидропонной фермы с напёрсточным камышом либо с перечным орешником и сливать излишек туда. На данном скриншоте грязная вода просто стекает в ледяной биом (который, к сожалению, не видно).

Да, генератор выделяет ещё углекислый газ, но его там немного, так что можно оставлять его общим системам удаления углекислого газа (подробнее об этом — тут).

По поводу дополнительных затрат электроэнергии. Генератору на природном газе требуется всего 90 г/с, а значит затраты на газовый насос составляют 43,9 Вт. Чистыми с этого генератора получается 755,18 Вт.

1 грамм природного газа эквивалентен 8,39 Вт.

Правильные расчёты

Данный раздел посвящён правильному расчёту максимальной мощности в сети. Ниже, для понимания, приведены три формулы.

Максимально возможная мощность в сети — МВ.

Максимальная фактическая мощность в сети — МФ.

МФ ≤ МВ

МВ = мощность всех генераторов в сети + заряд аккумуляторов + заряд трансформаторов.

МФ = мощность всех потребителей в сети с учётом разделения во времени, причем:

  • Трансформатор и аккумулятор не считаются потребителями, поскольку поглощают лишь излишки мощности в сети, при этом не нагружая сеть сверх меры.
  • Датчики, требующие электроэнергии для своей работы, расходуют энергию только в момент переключения состояния. Это занимает краткий миг, поэтому учитывать их или нет — дело каждого.

Пример № 1: к одному проводу на 1 кВт подключены: 100 газовых насосов и 2 ручных генератора. МВ = 400×2=800 Вт, МФ = 100×240=24000 Вт, но так как МФ всегда меньше либо равно МВ, то МФ = 800 Вт и перегрузки в сети не будет.

Пример № 2: к одному проводу на 2 кВт подключены: 2 (выходом) и 100 газовых насосов. МВ = 1000×2 = 2000 Вт, МФ = 100×240=24000 Вт, но МФ <= МВ, МФ = 2000 Вт, перегрузки в сети не будет.

Пример № 3: к одному проводу на 2 кВт подключены: 1 и 100 газовых насосов. МВ = 4000 Вт, МФ = 24000 4000 Вт. Поскольку провод рассчитан на мощность в 2 кВт, а МФ = 4 кВт в сети будет перегрузка.

Пример № 4: к одному проводу на 2 кВт подключены 1 большой трансформатор и 1 охладитель жидкости. МВ = 4000 Вт, МФ = 1200 Вт. Поскольку провод рассчитан на 2000 Вт, а МФ = 1200 Вт, перегрузки в сети не будет.

Пример № 5: к одному проводу на 2 кВт подключены: 1 большой трансформатор, и 10 газовых насосов, но днём работают 8 насосов, а ночью — 2. Днём: МВ = 4000 Вт, МФ = 8×240 = 1920 Вт. Ночью: МВ = 4000 Вт, МФ = 2×240 = 480 Вт. Хотя общее МФ = 10×240 = 2400 Вт, перегрузки в сети не будет, поскольку устройства потребления разделены во времени.

Примечание: Что касаемо устройств, работу которых регулирует автоматическая логика — они потребляют энергию не всегда и не совсем корректно

При использовании логики, которая включает/выключает механизмы, потребляющие энергию, следует соблюдать осторожность и ориентироваться в первую очередь на показатель МВ, а не на МФ

Управление природным газом

Природный газ — это ресурс другого типа, с которым вы столкнётесь в Oxygen Not Included. Этот несгораемый газ может представлять проблему, если имеет высокую концентрацию в колонии. Является побочным продуктом производства удобрений, либо может появляться из гейзеров, которые были включены в недавнем обновлении сельского хозяйства.

Разобраться с ним будет более проблематично, чем с водородом, потому что по весу природный газ находится где-то между кислородом и углекислым газом. Удалить можно при помощи генератора природного газа, который преобразует его в электричество. Для разблокировки устройства исследуйте ветку Power Regulation — Combustion — Performance Combustion.

Полезность

Обычный, каменный и шалфеевый хатчи окажут неоценимую помощь в утилизации ненужных ресурсов и превращении их в уголь.

Гладкопанцирный хатч преобразует металлические руды в соответствующие им чистые металлы, и поможет сэкономить энергию, отказавшись от камнедробителя и металлургического завода. Стоит отметить, что данный «биопреобразователь» работает эффективнее камнедробителя, но хуже металлургического завода.

Стоит отметить, что до выхода в космос все твёрдые ресурсы являются трудновосполнимыми, и рано или поздно могут закончиться. Исключение составляет, пожалуй, магматический камень — его можно получить, охлаждая магму из .

Применение

Для очистки использует (песок либо реголит), перерабатывая его в глину и чистый кислород. Их температура зависит от температуры входных ресурсов. Глина выпадает около фильтра на пол. Не тратит электричество, потребляет фильтрующее вещество только при очистке, всё остальное время ресурс находится во внутреннем хранилище. В процессе фильтрации 25% микробов переходит из загрязнённого кислорода в глину, однако 75% остаётся в выделяемом кислороде. Требуется некоторое время, чтобы они погибли.

Внутри освежителя фильтрующее вещество и глина будут постепенно передавать температуру окружающей среде.

Освежитель воздуха лучше всего использовать вблизи дистиллятора водорослей, склада со слизью, очистителя воды и сортиров, производящих загрязнённую землю, а также при раскопках в жарких болотах.

Замкнутый контур

Если замкнуть вход и выход газового моста друг с другом с помощью трубы, и закачать в этот контур газ (но не до предела), то газ начнет двигаться в этой трубе без каких либо насосов.

Для такого наполнения можно сделать следующее: подключить через отдельный мост трубу от источника газа. Как только контур полностью заполнится, отдельный мост необходимо снести — схема заработала. Если контур очень сложный, с несколькими мостами, контроллерами, вентилями и так далее, контур может не запуститься самостоятельно, и газ будет стоять на месте. Чтобы это исправить, требуется снести ~1-2 заполненных газом участка трубы. Затем постройте их заново. Всё должно заработать.

Применяется в большинстве охладительных систем.

Работает на газовых трубах, жидкостных трубах и конвейерах.

Влияние размера комнаты

Каждое животное требует указанное ниже в таблице количество клеток в комнате. Если размер комнаты недостаточен для этого животного, оно становится ограждённым и перестаёт размножаться.

Если размер загона достаточен для одного животного, но недостаточен для всех животных в загоне (не считая яиц), они получат статус переполнен, уменьшающий счастье. Если в загоне находятся разные существа, то каждое существо будет считать клетки по себе, то есть комната в 31 клетку, где размещены светлячок и пуффт, будет расценена светлячком как просторная, а пуффтом как переполненная, хотя суммарно им требуется 16 + 12 = 28 клеток пространства.

Яйца, лежащие в комнате, другие животные считают размером, таким же, как и он сам (например, пуффт любое яйцо считает за 16 клеток, а паку за 8 клеток). Если суммарный размер комнаты достаточен для всех животных, но не достаточен для животных и яиц, то животное получает статус ожидание и перестаёт размножаться.

Например, для комнаты в 23 клетки:

  • В комнате два светлячка — они получат статус переполнен.
  • В этой же комнате один светлячок и одно яйцо — светлячок получит статус ожидание, но не получит статус переполнен.
  • Два светлячка и одно яйцо — будут оба статуса переполнен и ожидание.

Все существа не воспринимают жидкость, как уменьшение пространства в комнате, например пуффт в комнате размером 16 клеток, где 15 клеток занимает вода, считает такую комнату просторной.

У паку есть 2 схемы подсчета жилой площади, по воде и по размеру комнаты.

По воде — значит по клеткам соединённой воды, даже если вода проходит сквозь плитки или .

По воде паку считает: переполненность, в частности, количество существ и яйца как существ.

По размеру комнаты — это как и все другие животные, помещение, ограждённое стенами и дверями.

По комнате паку считает: ожидание, ограждённость.

Примеры:

  • Если паку в комнате из 7 клеток, то он будет считать себя ограждённым.
  • Если паку в комнате из 8 клеток, но в воде из 7 клеток то он будет считать комнату переполненной.
  • Если 2 паку в комнате из 8 клеток, но в воде более 15 клеток, то они оба будут довольны.
  • Если 2 паку в комнате из 7 клеток, они будут считать себя ограждёнными.
  • Если 2 паку в 2-х комнатах, но соединенных водой, и воды менее 16 клеток, паку будут считать комнату переполненной.
  • Если 1 паку и 1 яйцо в одной комнате, в воде, и воды при этом меньше 16 клеток, то паку получит статус переполнен и ожидание.
  • Если 1 паку и 1 яйцо в комнате, но яйцо не в воде, и воды больше 7 клеток, то паку будет считать такую ситуацию нормальной.
  • Если 1 паку в одной комнате, а в другой комнате яйцо в воде, и комнаты соединены водой, и воды при этом меньше 16 клеток, то паку получит статус переполнен, но не получит статус ожидание.
  • Если 1 паку и 1 яйцо в комнате, но яйцо не в воде, и воды меньше 8 клеток, то паку получит оба статуса переполнен и ожидание.

Двери животные расценивают как границы комнат, даже если это открытые двери. Таким образом можно строить совмещённые загоны, когда животные перемещаются из одной комнаты в другую. Недостатков у такой схемы два:

  1. Иногда животные останавливаются в двери и чувствуют там себя ограждёнными.
  2. Скотовод, когда ухаживает за животными, может уйти, если животное перешло в другой загон.

Механика работы

Освежитель воздуха поглощает загрязнённый кислород на расстоянии 2 клеток вправо, влево, вверх и вниз, а также 1 клетки по диагонали, не считая клетку, в которой он сам находится. Это позволяет использовать его в качестве фильтра: находясь рядом с клеткой жидкости, за которой есть загрязнённый кислород, он будет очищать его и выдавать чистый кислород в клетке, где находится сам очиститель. При этом газы не будут перемешиваться.

Однако, он не способен поглощать загрязнённый кислород, если тот находится за сплошными плитками и закрытыми дверьми, кроме пневматической двери.

Может работать при любом давлении окружающих газов.

Примеры

Примеры удачных электролизёрных. Каждая имеет свои достоинства и недостатки: одни доступны на самых ранних этапах игры, но неэффективны по затратам энергии, другие требуют исследования систем сенсоров и автоматики, третьи стабильны и надёжны, но занимают много места.

Простейшая электролизёрная

Другой вариант исполнения

Вертикальная, основана на принципе распределения газов (водород поднимается вверх, кислород опускается вниз)

Вертикальная, более надёжный вариант с использованием автоматики

Диагональная, основана на принципе распределения газов, с автоматикой

Сдвоенное исполнение диагональной схемы

Диагональная схема, компактное исполнение

Система «гидра»

Горизонтальная схема с фильтрами на автоматике

Гидра лайт

Принцип работы схемы типа «гидра»

Приоритетное движение

Если соединить трубы обычным Т-образным перекрёстком, то оба направления будут равнозначными и вещество будет проходить по очереди: порция из одной трубы, порция из другой.

Если это соединение выполнить с помошью моста, то труба, где нет входа моста, будет считаться «главной». И вещество, которое движется по мосту, будет «ждать» либо такое же вещество, либо пустую клетку.

Для конвейеров приоритеты работают точно также. Отличие заключается в том, что ресурсы на ленте конвейера не могут объединяться, и ресурсы перед мостом всегда будут «ждать» пустой участок на «главном» конвейере.

Putting It All Together[]

So this seems pretty complicated. However, we can express each of these resources as an equation in terms of the number of each of these structures. Let’s use the variables from the table above to refer to how many of each structure we’ll need.

CO2:
Polluted Water:
Natural Gas:

That’s a lot of equations. To figure this out, let’s try to solve for the number of other structure for each geyser. First, we can solve the CO2 equation to get how many scrubbers we need per generator:

This means each generator supplies 0.275 scrubbers. Next, let’s plug this into the Polluted Water equation to get how many makers we need per generator:

This means we need about 2.28 Fertilizer Synthesizers per generator. Finally, let’s plug this into the Natural Gas equation to figure out how many generators we can support per geyser:

This means each geyser supports about 6.98 generators, account for its own natural gas production and the natural gas of the Fertilizer Synthesizers that are supplied by the Polluted Water from both sources. Now we can propagate this count backward through the other equations to get the counts for the other buildings:

, or 15.93 Fertilizer Synthesizers per geyser.
, or 1.92 Carbon Skimmers per geyser.

Поддержание температуры в комнатах

Самое простое — поддерживать температуру через контуры со змеевиками. Используются для равномерного распространения температуры по комнате.

Один змеевик принимает тепло, другой отдаёт его. Для удержания температуры на определённом уровне можно использовать термо-сенсор с контроллером. Когда жидкость в трубах перегреется, клапан сам направит нагретую жидкость в контур для охлаждения. Один из минусов данной системы — перепад температуры может оказаться значительный.

Можно обойтись без контроллеров (создать замкнутую систему с двумя змеевиками) и использовать механические шлюзы с горшками на них, в которые посажены хладодыхи. Термо-сенсор в этом варианте регулирует температуру простым открытием шлюза под хладодыхом, таким образом прерывая процесс охлаждения (растение просто перестаёт работать, когда под ним нет твёрдой поверхности).

Система с охладителем жидкости. Используется для плавного охлаждения и поддержания температуры. Температура жидкости после охладителя жидкости падает скачкообразно, для понижения скачка температур в охлаждаемой комнате следует строить трубы с низкой теплопроводностью.

Постройки

Базовые

Лестница • Пожарный столб • Пластиковая лестница • Плитки • Двери и шлюзы • Склад • Смарт-склад • Жидкостный резервуар • Газовый резервуар • Авто-дозатор • Транзитные трубы • Вход транзитной трубы

Кислород

Диффузор кислорода • Террариум водорослей • Освежитель воздуха • Углеродный очиститель • Электролизер • Раскислитель ржавчины

Энергия

Ручной генератор • Угольный генератор • Дровяной генератор • Водородный генератор • Генератор на природном газе • Керосиновый генератор • Паровая турбина • Солнечная панель • Провода • Улучшенные провода • Аккумуляторы • Трансформаторы • Переключатель • Энерго-контроллер • Генератор разработчика

Еда

Микробный преобразователь • Электрогриль • Газовая плита • Ящик для растений • Фермерский блок • Гидропонная ферма • Контейнер для еды • Холодильник • Пункт доставки животных • Пункт доставки рыб • Кормушка • Кормушка для рыб • Инкубатор • Раскольщик яиц • Ловушка • Ловушка для рыб • Приманка летающих животных

Сантехника

Сортир • Туалет • Душ • Ручной насос • Бутылочный опустошитель • Жидкостные трубы • Жидкостный насос • Жидкостный мини-насос • Слив • Фильтр жидкостей • Жидкостный вентиль • Жидкостный контроллер • Сенсоры жидкостных труб

Вентиляция

Газовые трубы • Газовый насос • Газовый мини-насос • Решётка вентиляции • Газоотвод большого давления • Газовый фильтр • Газовый вентиль • Газовый контроллер • Заполнитель баллонов • Опустошитель баллонов • Сенсоры газовых труб

Переработка

Компостная куча • Очиститель воды • Опреснитель • Синтезатор удобрений • Дистиллятор водорослей • Дистиллятор этанола • Камнедробитель • Печь для обжига • Металлургический завод • Стеклоплавильня • Нефтеперегонная установка • Полимерный пресс • Оксилитовый катализатор • Молекулярная кузница

Медицина

Умывальник • Раковина • Дезинфектор рук • Стол аптекаря • Лазарет • Клиника заболеваний • Кушетка • Массажный стол • Изящный мемориал

Мебель

Койка • Удобная кровать • Торшер • Потолочная лампа • Солнечная лампа • Обеденный стол • Кулер • Дискобот • Аркадный автомат • Эспрессо-машина • Джакузи • Симулятор сёрфинга • Сауна • Соковыжималка • Автомат с газировкой • Шезлонг • Аэротруба • Индикаторная сборка • Цветочный горшок • Скульптуры • Карниз • Картины • Пьедестал • Монумент • Парковая табличка

Станции

Исследовательская станция • Суперкомпьютер • Виртуальный планетарий • Телескоп • Станция энергоконтроля • Фермерская станция  • Станция ухода • Станция стрижки • Стиратель навыков • Ткацкий станок • Фабрика экзокостюмов • КПП атмокостюмов • Док-станция атмокостюмов • КПП ракетокостюмов • Док-станция ракетокостюмов

Утилиты

Обогреватель • Жидкостный нагреватель • Лёд-о-дуй • Генератор льда • Терморегулятор • Охладитель жидкости • Дезинфектор руды • Нефтяная скважина • Термопластина • Гипсокартон • Док-станция Свипи

Логика

Логические провода • Логические шины • Переключатель сигнала • Сенсоры • Автооповещатель • Музыкальный молоток • Нажимная плита • КПП дубликанта • Космический сканер • Логические элементы

Перевозка

Манипулятор • Конвейеры • Конвейерный погрузчик • Конвейерный приёмник • Фильтр конвейера • Конвейерный жёлоб • Конвейерный контроллер • Сенсоры конвейеров • Робо-шахтёр

Металлические вулканчики

Суть схемы проста: горячий ресурс с вулкана должен охладиться ниже 125°C при помощи паровой турбины. Разница между начальной температурой магмы и конечной и есть источник энергии. Охлаждённый ресурс забирает манипулятор и отправляет на склад, который охлаждает охладитель жидкости.

На фоне, за вулканом, находятся 2 термопластины из алюминия. Они нужны для более быстрой теплопередачи между паром и золотом. Если на карте нет алюминия, то можно использовать алмаз, термий, медь или золото, но термопластин понадобится больше. При необходимости можно расширить комнату охлаждения, и ни в коем случае не следует ставить термопластины на границе со стенами или нейтронием.

Сам охладитель сделан из стали и находится в комнате с вулканом, чтобы хоть как-то отбить затраты на своё существование.

На стоит значение «выше 20». Можно задавать любое значение от 5 до 120°C, это температура ресурсов с вулкана на выходе (при условии что в качестве хладагента используется грязная вода).

На под турбиной необходимо установить значение «ниже 125°C». В принципе, можно выставить любое значение в диапазоне от 125°C до 200°C.

Также, ниже представлены скрины освоения медного вулкана на двух паровых турбинах. Козырёк из клеток над конструкцией играет роль защиты от плавящегося загрязнённого льда.

И наконец освоение железного вулкана.

Слои

Перечень слоёв

Постройки строятся в так называемых слоях. На данный момент в игре присутствуют 7 слоёв. В своих собственных слоях строятся:

  • электрические (обычные и улучшенные) провода
  • жидкостные трубы
  • газовые трубы
  • конвейеры
  • логические провода и логические элементы — в слое «Логика»
  • постройки «заднего фона», их всего две — термопластина и гипсокартон

Все остальные постройки (назовём их «обычные») строятся в слое «Постройки».

Постройка занимает место в своем слое, и не может быть совмещена в одном месте с другими постройками в этом же слое. Однако, постройки из разных слоев могут быть совмещены в одном месте — это позволяет например, проводить трубы, провода и конвейеры позади обычных построек. Кроме того, растения и геологические образования считаются занимающими место в слое «Постройки».

Существуют некоторые дополнительные правила:

  • Высоковольтные провода и постройки «заднего фона» нельзя совмещать с плитками и дверями
  • Мосты всех видов (электрические, трубные и т. д.) в своём слое места не занимают
  • Мосты всех видов, а также логические элементы, должны быть размещены так, чтобы их порты (электрические, трубные, логические и т. д.) не пересекались с аналогичными портами других построек, включая другие мосты и логические элементы

При отдаче приказа дубликантам разобрать постройки, игра предложит выбрать слой, чтобы разобрать постройки именно из этого слоя.

Датчик переполнения трубы

Навеяно стримами Dr.Perec

Датчик переполнения трубы

Если газовая или жидкостная труба используется для передачи лишь одного вещества, можно использовать данную схему. Слева подключается источник вещества, справа — приёмник. На сенсоре элемента трубы необходимо установить то вещество, которое идёт по трубе. При переполнении будет выдаваться сигнал 1 по логическому проводу. После того, как лишнее вещество покинет трубу, работа системы восстановится.

Если по трубе передаётся несколько веществ, необходимо между входами мостов труб установить столько сенсоров, сколько газов/жидкостей через неё проходит, и на каждом из них установить соответствующее значение. Выходы сенсоров соединить. Принцип работы будет тот же.