Лучшие игры в жанре метроидвания

Owlboy

Вы непременно заметите, что сюжет почти всех этих игр разворачивается в бесконечной системе подземелий. Но Owlboy — исключение из правил. В этой игре вам предстоит прогуляться по воздушному королевству. Вам придется летать из стороны в сторону в совсем неуклюжий способ, управляя персонажем, которого собственные односельчане считают идиотом.

Во время полета вы сможете телепортировать друзей поближе к себе. У каждого из них специальные возможности: кто-то будет защищать вас от врагов, метая в них оружие, другие помогут вам открыть новую зону на карте. Сложно много говорить об игре, не раскрыв ее сюжет. Достаточно сказать, что это эмоциональная прогулка в детализированном мире пиксель-арта.

Timespinner

Timespinner – выдающаяся сюжетная метроидвания, вдохновленная классическими экшн-платформерами 90-х. Здесь вы играете за Лунеис, хранительницу времени, которая мстит за убийство своей семьи порочной империей Лакием. Попав в незнакомый мир, Лунеис вынуждена пользоваться своими способностями управлять временем, чтобы переписать историю и остановить империю.

Вам предстоит путешествовать по красиво нарисованным пиксельным локациям, перемещаясь между прошлым и настоящим, сражаясь с врагами и получая новые способности. Овладение способностями управления временем открывают Лунеис новые боевые способности, которые в дальнейшем расширяются еще сильнее благодаря Фамилиарам – таинственным созданиям, которых можно обучить сражаться вместе с вами.

Dead Cells

Dead Cells – динамичный двумерный roguelike с достаточным для включения в этот список количеством элементов метроидвании. Игровой процесс представляет собой исследование процедурно сгенерированных подземелий в поиске чертежей для создания лучшего снаряжения с постоянными нападениями групп врагов.

После неизбежной смерти вы начинаете с самого начала, но обладая чуть большим количеством ресурсов, чем в прошлый раз. Это позволяет постепенно улучшать свои способности и снаряжение, чтобы в очередной попытке добраться глубже и раскрыть больше секретов. Но будьте осторожны – боевая система Dead Cells не прощает ошибок и требует постоянного движения и точного выбора момента атаки.

METROID

Famicom Disk System/NES, 1986/1987 год

Оригинальная Metroid стал важной и дерзкой для Nintendo попыткой захватить трон жанра шутеров на свежей платформе. По современным стандартам игра далека от идеала, но она с честью выдержала испытание временем, в основном, благодаря заботе и тщанию, с которыми команда разработчиков создавала первое приключение Самус Аран

Определенно, игре не пошли на пользу слишком туманные цели и излишне тщательно запрятанные секретные проходы, визуальный стиль порой мешает разглядеть на экране саму героиню, а для того, чтобы прокачать ее здоровье до максимума, придется немало погриндить. И не забудьте про систему паролей, которая превращала процесс сохранения в суетливое переписывание домашки.

В качестве баланса ко всему этому оригинальная игра предлагала вам широкий мир и набор невероятных возможностей для его покорения. Одно из величайших достижений Nintendo: оружие Самус использует и как инструменты, то есть, становясь сильнее, она одновременно открывает для себя новые способы передвижения и пути в здешнем мире. И шикарный твист в конце, когда легендарный высококлассный охотник за головами Самус Аран оказывается девушкой.

Тестовая последовательность прохождения

  • Позволяет игрокам войти в комнату и увидеть графическое представление способности, которую они откроют.
  • Ставит игрока в ситуацию с единственным выходом, в которой у него нет других вариантов, кроме получения предмета.
  • Позволяет игрокам прикоснуться к предмету, чтобы получить новую способность.
  • Ставит игрока в ситуацию, в которой ему приходится использовать способность, чтобы покинуть комнату.
  • Позволяет игрокам покинуь эту комнату только после использования способности для попадания в следующую комнату.

Игрок падает в комнату, в которой не может допрыгнуть до выхода. Игрок подбирает предмет «Высокий прыжок». Он видит уступ, до которого допрыгнуть с новой способностью. Игрок вынужден использовать способность высокого прыжка, чтобы выбраться из комнаты.Начало — тестирование бега — тестирование высокого прыжка — тестирование превращения в кошку — тестирование обратной гравитации — конец

Пример дизайна уровня

Прохождение базового цикла взаимодействий1. Начало2. Двери3. Точки сохранения4. Вход в комнату A15. Исследование комнаты A16. Выход из комнаты A1 + вход в переходную область7. Вход в комнату A2 (в ней требуется способность, которой у игрока пока нет)8. Выход из комнаты A29. Вход в комнату A3 (головоломка или область для исследования)10. Вход в A4 (комната для боя)11. Вход в комнату сохранения12. Вход в комнату A5 (дразнящая будущая способность + возможность пополнить боеприпасы/нафармить ресурсов)13. Вход в переходную область (перед комнатой с боссом)14. Вход в комнату с боссом15. Получение новой способности16. Использование новой способности для выхода из комнаты17. Повторное использование новой способности в переходной области18. Повторный вход в комнату A2 (по срезке)19. Создание уровней, создающих срезки после получения новых возможностей20. Повторное использование новой способности в комнате A2

Hollow Knight

К настоящему моменту Hollow Knight заслужила себе достойное место в зале славы жанра метроидвании. В центре игры – заглавный герой, безмолвный рыцарь с мечом, который стремится раскрыть тайны Халлоунеста, темного и опасного королевства, щедро награждаюжего всех, кто достаточно смел для исследования его коварных земель.

Двумерному экшн-платформеру отлично удается найти новые пути использования формата метроидвании, чтобы стимулировать исследование мира, предоставляя игроку огромные территории, набитые наградами и коллекционными предметами. Вдобавок, эксперименты с различным снаряжением открывают новые возможности для предельной прокачки и попадания в скрытые места.

В 2021 году ожидается релиз сиквела — Hollow Knight: Silksong

METROID PRIME 3: CORRUPTION

Wii, 2007 год

Финальная часть трилогии Metroid Prime получилась заметно лучше, чем Echoes. В Corruption разработчики изменили классической структуре серии, разбив приключение Самус на серию отдельных локаций, рассеянных по разным планетам. Стало похоже на раздельные секторы космической станции из Fusion, но без возможности найти неожиданный переход из одной секции и, соответственно, приятного чувства открытия при этом.

И по большей части подход Corruption работает, хотя размазывание квестов по такому количеству разных сеттингов часто влияет на отношение к ним игрока. К счастью, ритм игры достаточно высок, чтобы у вас не оставалось времени сделать паузу и задуматься над некоторыми лишенными смысла моментами.

Самус приходится все время мчаться наперегонки со своими коллегами-охотниками (и часто даже сражаться против них), а иной раз она даже заключает союз с Галактической Федерацией, чтобы вместе противостоять общей угрозе. Corruption стала первой удачной попыткой объединить узнаваемый стиль «Метроида» со стремительным экшеном других сай-фай франшиз. Действительно удачной, в отличии от вышедшей несколько лет спустя Other M.

Guacamelee! 2

После успеха популярной двумерной метроидвании о могучих борцах-лучадорах, Guacamelee! 2 остается верна оригиналу с небольшими улучшениями. Действие продолжения происходит спустя семь лет после событий первой части, и теперь лучадору Хуану, который стал гораздо старше и потерял форму, предстоит вернуться в дело, когда новый враг из другого времени угрожает уничтожить всю вселенную Mexiverse.

И хотя значительная доля механики осталась знакомой для тех, кто играл в первую часть, небольшие изменения в развитии персонажей и дополнительные действия, например, возможность превращаться в курицу, освежают впечатление от игры. Кроме того, здесь появились новые враги, способности и поразительные места, созданные вручную, гораздо более обширные, чем в первой части.

Тестирование взаимодействий с миром, объектами и врагами

  • Двери — они разделяют области и являются отличным способом блокировки областей, пока игрок не получит нужную способность или предмет. (Особое оружие, ключ, костюм, предметы и т.д., которые нужны для разблокировки.) Создайте в вашем тестовом окружении все типы дверей! Попробуйте использовать единый стандартный размер дверей с разным внешним видом, показывающим, что нужно сделать игроку, чтобы открыть их. Помните, что двери могут:
    • Открываться и закрываться несколько раз
    • Закрываться за игроком, чтобы заставить его справиться с ситуацией
    • Разблокироваться при решении головоломки или убийстве врага.
    • Требовать для открытия способности, оружия или ключа.
    • Использоваться для маскировки загрузки уровня или помогать при переходе между областями
  • Разрушающиеся объекты — такие объекты могут ломаться, растворяться или пропадать, чтобы игроки проходили дальше или находили скрытые предметы.
  • Препятствия — эти объекты могут ранить игрока. Он должен уметь проходить через них с помощью полученных способностей. Каждое должно служить своей цели и настроено таким образом, чтобы игрок мог с лёгкостью его преодолеть после получения нужного инструмента.
  • Устройства/подвижные объекты — это предметы, требующие для активации определённых способностей. Они перемещают игрока из одной точки в другую и их нужно обязательно использовать для попадания в новую локацию. (Канаты, лифты, подвижные платформы, шестерёнки, поршни, источники питания и т.д.)

Классические игры жанра[править]

  • В серии «Metroid»:
    • Metroid (NES)
    • Metroid II: Return of Samus (GB)
    • Metroid: Zero Mission — римейк для GBA первой части
    • Super Metroid (SNES)
    • Metroid: Fusion (GBA)
  • В серии «Castlevania»:
    • Castlevania: Symphony of the Night
    • Castlevania: Circle of the Moon
    • Castlevania: Harmony of Dissonance
    • Castlevania: Aria of Sorrow
    • Castlevania: Dawn of Sorrow
    • Castlevania: Portrait of Ruin Castlevania: Order of Eclessia
  • Фанатские додзин-игры по «Touhou Project»:
    • Koumajou Densetsu: Scarlet Symphony
    • Koumajou Densetsu II: Stranger’s Requiem
    • Touhou Luna Nights
  • La-Mulana
  • An Untitled Story
  • Lyle in Cube Sector
  • Aquaria
  • Maze of Galious
  • Серия Knytt
  • Dust: An Elysian Tail
  • Guacamelee!
  • Strider 2014
  • Axiom Verge
  • Phoenotopia
  • Ori and the Blind Forest
  • Salt and Sanctuary — любопытное слияния сабжа с Dark Souls
  • Hollow Knight
  • Серия игр Shantae.
  • Blasphemous
  • The Messenger
  • Bloodrayne:Betrayal
  • Bloodstained: Ritual of the Night

Axiom Verge

Прекрасный представитель жанра. Сюжет игры разворачивается в темном мире в стиле Гигера, где в качестве населения выступают загадочные механические гиганты. И здесь никак не обойтись без чертовски сложных боссов. Карта открывается по мере того, как вы овладеваете инопланетными технологиями. Плащ, который позволяет проходить сквозь стены, и устройство, которое дает вам полный контроль над маленьким инопланетным жуком, который в последствии заберется в новую подземную систему.

Режим боя простой: взрывайте пришельцев, облетая каждый уровень. В игре много видов оружия и тайных помещений. Если вы довольно решительны, то сможете найти секретные входы. Это зловещая и немного раздражающая игра с действительно мрачными моментами, что соответствует атмосфере основопологательной игры Metroid.

METROID PRIME 2: ECHOES

Gamecube, 2004 год

У оригинальной Prime были определенные недостатки, которые, в конечном счете, можно было простить, но Echoes, вместо того чтобы избавиться от них, лишь еще больше выпятила эти проблемы, присыпав сверху ворохом своих собственных.

Игра целиком и полностью строится на спорной концепции дуализма, работающей (наверное) на бумаге, но в реальности выглядящей так себе. Игрокам приходится путешествовать по миру, разделенному на светлые и темные зоны. Последние, к примеру, вытягивают из Самус энергию, а некоторых существ из обоих зон можно убить только определенными боеприпасами (разумеется, их количество ограничено). Ближе к концу игры, когда Самус находит различное полезное снаряжение, становится попроще, но игра столь утомительна, что до этого многие игроки так и не добрались. Не помогает и тот факт, что Echoes, пожалуй, самая сложная из «Метроидов» даже без этой механики смены реальностей, а некоторых ее боссов можно смело записывать в сложнейших во всей франшизе. Прекрасный образец проявления «закона второй части».

Реализация систем

А. Пример списка способностей

  • Способности по умолчанию — удар, прыжок. ходьба
  • Апгрейды способностей — высокий прыжок, выстрел снарядом, превращение в кошку, ядовитый костюм, ночное зрение, обратная гравитация, ледяной удар, бег

Б. Стандарты способностей

  • Сначала создайте заготовку основного персонажа и настройте базовые свойства движения персонажа. (Вам не нужна графика или анимация, достаточно прямоугольника для отображения коллизий.) Создайте небольшой тестовый уровень, достаточно близкий к настоящему игровому пространству, чтобы добиться правильных параметров. Он пока некрасив, но, по-крайней мере, в него можно поиграть и прочувствовать. Иногда даже хорошо, что он уродлив. (Постройте сетку, не нужно измерять всё «на глазок».)
  • Затем нужно реализовать все способности, изменяющие способы перемещения персонажа в мире. Это самая важная для завершения часть, потому что она будет определять все ограничения, которые нужно учитывать при создании уровней и их содержимого.
  • Реализовав и настроив все изменяющие движение способности и добившись их хорошей взаимной работы, можно начать набрасывать простую последовательность уровней или комнат.

SteamWorld Dig 2

Разработчик: Image & FormДата выпуска: сентябрь 2017 года

SteamWorld Dig был чем-то необычным: новым подходом к концепции метроидвании. На самом деле, она принадлежала многим жанрам — частично платформер, частично RPG и очень правильно использовала популярную в 2013 году тематику добычи ресурсов. Соединившая все эти идеи и выпущенная на отчаянно ждавшей чего-то подобного консоли 3DS, игра рассказывала великолепную короткую историю общества ресурсодобывающих пустынных роботов, живущих на постапокалиптической Земле. Игрок управляет Расти, его задача — копать, добывать драгоценные камни, бороться с врагами и прокладывать невероятно длинный путь в подземные недра планеты. Чем глубже он прокопает, тем больше нового оборудования он сможет купить и улучшить, и тем больше областей сможет посетить.

Но очень важно то, что это не был бесцельный 2D-клон Minecraft; у игры была сюжетная история, чётко заданные цели на импровизированных подземных маршрутах и точный баланс между гаджетами и умениями, необходимыми для прохождения в стиле метроидвании. Но это не совсем та игра

Я буду говорить о выпущенной в 2017 году SteamWorld Dig 2. Я выбрал недавно выпущенный сиквел не потому, что он сильно отличается, а скорее потому, что он стал более качественной и гладкой реализацией той же концепции. На этот раз игрок управляет Дороти, NPC первой части, исследующей недра под новым городом в поисках потерявшегося Расти

Но это не совсем та игра. Я буду говорить о выпущенной в 2017 году SteamWorld Dig 2. Я выбрал недавно выпущенный сиквел не потому, что он сильно отличается, а скорее потому, что он стал более качественной и гладкой реализацией той же концепции. На этот раз игрок управляет Дороти, NPC первой части, исследующей недра под новым городом в поисках потерявшегося Расти.

Steamworld Dig 2 — довольно простая игра, во многих аспектах она очень «семейная». И благодаря этому она демонстрирует очень полезное свойство — метроидвании ни в коем случае не зависят от битв с боссами и сложности. Это игры, которые хотят, чтобы их прошли и получили в процессе огромное удовольствие.

Cave Story

Cave Story – одна из наиболее известных на сегодняшний день метроидваний, которой великолепно удается отдать дань уважения великим играм прошлого. Вам предстоит играть за Квота, робота, потерявшего память, и исследовать таинственные пещеры, прорываясь через них в попытках раскрыть тайны своего прошлого.

Апгрейды оружия и решение головоломок позволяют Квоту попасть в новые места. Эта игра создана одним человеком, японским разработчиком Дайсуке «Пикселем» Амайей, и многие считают ее эталонной инди-игрой благодаря увлекательному сюжету, персонажам и влиянию на последующие метроидвании.

Blaster Master Zero

Blaster Master Zero – феноменальная перезагрузка ретро-игры для NES («Денди») Blaster Master от Sunsoft. Японским разработчиками из Inti Creates удалось воссоздать игру, верную духу оригинала, но в целом более доступную. Она похожа на версию для NES: игрок управляет многофункциональным танком SOPHIA, сражаясь с врагами и исследуя уровни с видом сбоку.

Однако, из танка можно вылезать и управлять непосредственно Джейсоном, ученым-робототехником, вооруженным лазерным пистолетом. И хотя в плане мобильности и огневой мощи возможностей у него поменьше, Джейсон может проходить в различные двери и проходы, недоступные для танка. В этих меньших по размеру локациях игра переключается от вида сбоку к виду сверху, а Джейсон стреляет во врагов из пистолета и подбирает бонусы.

METROID: SAMUS RETURNS

Nintendo 3DS, 2017 год

Второй ремейк во франшизе и очень нужная игра, ведь она позволила взглянуть на вторую часть по-новому, с установившимися позднее стандартами и стилем. Samus Returns превратила Metroid II в пост-Fusion адвенчуру, где сохранились сюжет оригинальной игры, общая структура SR-388 и необходимость сражаться против шустрых и эволюционирующих метроидов на их территории. Однако в целом стиль игры радикально изменился. Однообразные пещеры стали сложнее, появилось больше головоломок, требующих наличия определенного оружия и снаряжения. Старые монотонные сражения сменились сложными перестрелками, где важную роль играют контратаки и уклонение.

В то время как Samus Returns однозначно лучше своего оригинала, ее тянут вниз определенные недостатки. В отличии от лучших частей Metroid она целиком строится вокруг беготни по коридорам и сражений с монстрами, основная механика которых, контратаки, заставляет героиню выглядеть странно пассивной. Какой же это экшн, если вам всякий раз нужно дожидаться, пока враг ударит первым? В игре постоянно увеличивается мощь врагов, что совсем не дает игроку возможности почувствовать себя могучим и неуязвимым воином, каким, по идее, становится Самус по мере обретения новой экипировки.

Samus Returns 2017 года – качественный и интересный взгляд на спорную (для франшизы) игру эпохи Game Boy, заимевший свои собственные недостатки, мешающие игре стать превосходной.

Shantae and the Pirate’s Curse

Shantae and the Pirate’s Curse – третья из серии игр о приключениях полудевушки-полуджинна по имене Шанте. В роли заглавной героини вам снова предстоит спасти Страну Блесток от новой угрозы, Короля Пиратов, объединившим силы с давним врагом Шанте, Рисковым сапогом.

Потеряв свои способности джинна в Risky’s Revenge, предыдущей игре серии, Шанте получает новые силы, находя предметы, разбросанные по множеству островов. По мере заполнения своего арсенала полезными пиратскими гаджетами типа пушки, усиливающей прыжки Шанте, для исследования открываются ранее недоступные места.

Влияние метроидвании на игровую индустрию

По мере развития данного поджанра многие независимые разработчики стали брать за основу его схему игры. В 2004 году на Microsoft Windows вышла Cave Story, получившая хорошие отзывы критиков. Затем в 2010-х годах произошло возрождение метроидвании, что привело к выпуску десятков выдающихся игр в этом жанре. Ori and the Blind Forest, Axiom Verge, серия The Steamworld, Sundered, Dust: An Elysian Tail, Chasm и Owlboy – все они отражают суть этого поджанра, в то же время внося в него что-то свое.

Влияние Castlevania и Metroid прослеживается и в Dark Souls, культовой серии FromSoftware, особенно в плане взаимосвязанного дизайна уровней. Первая игра Dark Souls особенно отличается плавной интеграцией таких элементов геймплея, как запертые двери, магические барьеры, а также способность игрока исследовать окружающую среду и ее многочисленные препятствия любым удобным для него способом. Наряду с этими явными элементами Dark Souls и другие игры FromSoftware также включают в себя невидимые стены и множество доступных для обнаружения секретов.

К игрокам постепенно приходит понимание того, что новые поджанры создаются не столько за счет введения оригинальных решений, столько благодаря комбинации существующих жанров, причем многие из них переплетаются со старой доброй метроидванией (хорошим примером в данном случае является Dead Cells, игра 2018, которая включает в себя элементы «рогалика» и метроидвании). Точно так же упомянутая ранее серия Dark Souls породила новый жанр «Souls-подобных игр». С тех пор ДНК метроидвании и сам Metroid настолько укоренились в игровом дизайне, что этот поджанр стал одним из самых влиятельных в истории игр.

Dead Cells

straddles the line between Metroidvania and roguelike, which makes it a warped child of Super Metroid, Castlevania and Rogue. You battle through randomised dungeons, starting from the beginning each time you die. As you chop up enemies in beautifully animated exchanges of sword-blows and bow attacks they drop cells that you can pour into your character. 

This persistent element eventually gives your guy the sturdiness to reach new zones you haven’t seen before, fulfilling the typical metroidvania exploration pattern. Dead Cells is a game about blasting through dungeons as quickly and efficiently as possible. When you arrive in an area a timer starts on a hidden treasure door somewhere on the level, if you can find it before the timer expires, you get access to a room full of special items and sweet cash. Dead Cells is a high pressure game compared to others in this list (bar Ori and Hollow Knight), but if you like action and great pixel art Dead Cells is a good option, though it still has some time to mature in Early Access.

SUPER METROID

Super NES, 1994 год

Шедевр 16-битной эры, явившийся в лучах идеального синтеза игромеханики, дизайна игрового мира и нарратива. Вольно обращающаяся с наследием оригинальной игры, Super Metroid вновь отправляла игрока в тоннели и трубы планеты Zebes

Что важно, это не воспринималось ремейком или копированием, новая игра заметно расширила и дополнила мир оригинала. Тайный проходы и путевые головоломки стали играть еще большую роль в странствии Самус, но теперь они вписаны в игру гораздо органичнее, а визор с функцией сканера и автокарта логично помогают ориентироваться в запутанных подземельях

Zebes полнится деталями, дающими сюжетные подсказки, но не раскрывающими все карты сразу, вроде туманных силуэтов метроидов на мониторах разбитого корабля, или мертвого исследователя за пределами логова Крейда. Основная сюжетная линия, на удивление динамичная, напрямую продолжает историю Metroid II и подается целиком в виде пантомимы. Странствие выковывает из Самус практически неуязвимую машину разрушения, а затем, несмотря на это, ставит ее на грань гибели, в конце концов разрешая ситуацию зрелищной кульминацией.

Темп и дизайн Super Metroid различаются от уровня к уровню, от ленивого подводного исследования Maridia до напряженного и стремительного экшна у логова Ридли. Это одна из тех игр, что не позволяют себе ни малейшего неверного шага, а все ее (какие такие?) недостатки объясняются исключительно вкусовщиной: Самус слишком прыгучая, мало подсказок, для прыжков по стенам требуется высокая точность и расчет. Многие десятки игр брали пример с Super Metroid, пытаясь превзойти шедевр Nintendo, но за все двадцать пять лет сделать это так никому и не удалось.

Owlboy

You’ll notice that many of these games are set underground in endless cave systems. is set in a floating cloud kingdom. As said Owlboy, Otus, you have to flap around the world in a slightly cumbersome manner befitting a character who is regarded as an idiot by his village. You can teleport friends into your claws as you fly around. Different pals come with different abilities; some will fend off nearby enemies with projectile attacks, others will help you to access new zones in true metroidvania fashion. It’s tricky to say much about Owlboy without spoiling the story, but suffice to say it’s an emotional ride depicted in lovingly detailed pixel art. 

Axiom Verge

One of the very best modern examples of the form, is set in a dark, Giger-esque alien world populated by mysterious giant mechanical beings and, of course, a slew of bullet hell boss monsters. New paths open up as you discover fresh alien gadgetry, like a trenchcoat that lets you phase through walls, and a device that lets you control a small alien bug to crawl into new cave systems. 

Combat is simple—blast the alien things flapping around each level—but there are loads of weapons to discover, and plenty of secrets if you’re determined enough to glitch or blast your way through secret walls. It’s a sinister and slightly unnerving game with some genuinely dark moments, but that makes it a fitting tribute to the lonely hostile corridors of the original Metroid games. 

Shadow Complex Remastered

Проложите себе дорогу через военную базу, взорвав все на своем пути с помощью пулеметов в этой футуристической игре жанра «метроидвания». Shadow Complex Remastered считается 2,5-D игрой. Это значит, что вы можете бегать и прыгать на борту 2-D самолета, но можете стрелять по всем сторонам, как солдат или боевой робот. Вы играете за простого человека по имени Джейсон Флэминг, который теряется в горах и случайным образом встречает оснащенную разными приборами группу свихнувшихся людей, которые хотят начать гражданскую войну в США.

Вся обостренность начинается в тот момент, когда вы надеваете их бронежилет, обчищаете оружейную и взрываете все приборы. Изначально игра была представлена на площадке XBOX Live Arcade, но позже появилась и в Steam под именем Shadow Complex Remastered.

METROID PRIME

GameCube, 2002 год

Выпущенная одновременно с Fusion, Prime двинула серию в другом инновационном направлении. Там, где Fusion для пользовалась старомодными 2D графикой и механиками для создания чего-то совершенно нового, Prime взяла на вооружение технологический прогресс. Так же, как филигранно переделанная A Link to the Past превратилась в Ocarina of Time, так и Prime наследовала все основные черты Super Metroid, бережно адаптировав их к трем измерениям. И разработчики преуспели, ведь, по сути, Prime играется хуже именно тогда, когда отступает от проверенной формулы своей вдохновительницы.

Что наиболее важно, Retro Studios удалось перенести «Метроид» в FPS не низводя игру до примитивных пострелушек и сохранив ее требующую мыслительного процесса суть. Несмотря на то, что стрельбы в Prime хватает, ее нельзя сравнивать с той же Quake или, скажем, Unreal

В этой части, пожалуй, вообще минимальный объем сражений относительно исследования мира. А изумительно исполненная функция Scan Visor не только выполняет важную роль в бою, подсвечивая уязвимые места врагов, но и позволяет лучше рассмотреть удивительный мир вокруг. Metroid Prime относится к тем немногим 3D играм начала нулевых, что и по сию пору смотрятся великолепно благодаря прекрасной работе дизайнеров и сочной картинке. Представьте себе, когда сверкает молния, можно уловить отражение Самус на внутренней поверхности визора! Отличная игра и мастерский перенос двухмерной серии в 3D, установивший новый стандарт качества для франшизы.

STAR WARS Jedi: Fallen Order

Еще одна трехмерная игра в нашем списке, структура мира которой дает все основания называть ее метроидванией. STAR WARS Jedi: Fallen Order рассказывает историю Кэла Кестиса, падавана, что вынужден скрываться от Империи после печально известного «Приказа 66». Однажды он узнает информацию, дающую надежду на возрождение ордена джедаев, и отправляется в путешествие по далекой-далекой галактике.

Игра предлагает перемещаться между планетами и выполнять различные миссии на каждой из них. Некоторые области локаций закрыты до тех пор, пока герой не изучит новое умение или получит гаджет, который поможет забраться в труднодоступное место. Чтобы отыскать все секреты, придется неоднократно возвращаться на уже посещенные планеты!

METROID PRIME: FEDERATION FORCE

Nintendo 3DS, 2016 год

Federation Force, как и Othem M, прежде всего являет собой неудачную попытку Nintendo возродить серию. Поклонники «Метроида» в 2016 году, проведя целых шесть лет без новых игр (а крайней на тот момент была провальная Other M), встретили FF с воодушевлением, быстро сменившимся разочарованием. Вместо того, чтобы продолжить приключение Самус Аран, разработчики решили поставить в центр сюжета группу банальных космических десантников, слепив мультиплеерный шутер. К тому же, на 3DS. В 2016 году. Да и визуальный стиль игры, казалось, был больше ориентирован на юную аудиторию, чем на закаленных ветеранов Metroid

Очевидно, Большая N пыталась привлечь к серии внимание молодого поколения геймеров, но, в результате, игра вообще ни с кем не нашла общий язык

Несмотря на все вышесказанное, Federation Force – не плохая игра. Она отлично, с учетом своей платформы, выглядит, может похвастать широким набором заданий внутри своим миссий, и неплохо играется как командный шутер от первого лица. Самым большими недостатками игры можно назвать ее сложность, не масштабируемую в зависимости от количества активных игроков, и унылый сюжет, в финале которого внезапно появляется Самус. В целом Federation Force можно назвать неплохой игрой, которая могла быть лучше, если бы Nintendo подошли к ее созданию более вдумчиво.

CARRION

Игра про монстра, что стремится вырваться из лаборатории, где его изучают люди, отпугивает своей натуралистичностью: анимация движений твари и звуки, которые она издает при этом, могут являться вам во снах. Не менее пугающей выглядит та жадность и ярость, с которой протагонист ломает конечности и перемалывает кости несчастных, оказавшихся на его пути.

Вместе с тем, CARRION – неплохая метроидвания, в которой вам предстоит задействовать смекалку и ловкость, чтобы добираться до неприступных областей на карте. И если в начале прохождения герой может лишь протискиваться в узкие вентиляционные ходы и прятаться в темных углах, то ближе к финалу он сносит бетонные перегородки и играючи расправляется с десятками противников.

The Mummy Demastered

Сейчас выходит не так много игр по фильмам, как раньше, особенно таких, которые, в конце концов, получают большее признание, чем продвигаемый ими фильм. The Mummy Demastered — в обоих отношениях именно такая игра, а также вполне достойная двумерная метроидвания в стиле пиксель-арт. Она вдохновлена такими титанами жанра, как Castlevania и Ghost ‘n Goblins, при этом сильно углубляется в фильм-первоисточник.

Вы играете специальным агентом, цель которого – найти и победить злобную Принцессу Ахманет и ее легион монстров. После каждой смерти вы возрождаетесь новым персонажем с возможностью вернуть потерянное снаряжение, победив превращенную в зомби версию прежнего себя. В игре изумительный саундтрек, напоминающий о старых восьмибитных играх, и две возможные концовки.

Axiom Verge

Разработчик: Thomas Happ GamesДата выпуска: май 2015 года

Существует ужасное множество клонов Metroid, а особо выделяются отвратительным качеством те, пиксельная графика которых напоминает о ранних играх для NES. И ужасное множество из них становится ещё отвратительнее потому, что совершает ошибку, слишком тщательно копируя своего «прародителя», чем вызывают прямые сравнения. Это глупый подход, гарантированный способ вызывать недовольство своей игрой при сравнении её с лучшими из лучших.

И тем не менее, Axiom Verge чертовски замечательна. В первую очередь, Axiom рискнула и стала ещё более минималистичной, чем Metroid эры SNES, и тем не менее сохранила себя. Во многих смыслах она стала данью уважения, но в то же время осталась самостоятельной, обладающей множеством собственных идей, самая интересная из которых — крюк-кошка. И всё это было реализовано разработчиком-одиночкой.

После несчастного случая, напоминающего аварию Малого адронного коллайдера, учёный Трейс попадает в удивительный мир, состоящий из монохромных коридоров и камер, заполненных колючими врагами. Трейс вооружён пушкой, самые полезные части которой разбросаны по всему миру. Игрок оказывается в знакомых ему условиях, ограниченных возможностями, которые ему предстоит открыть.

Самая милая уникальная особенность игры заключается в том, что время от времени в ней возникают мерцающие, жёсткие глитчи, напоминающие нам об эпохе некачественных картриджей. От этих глитчей можно избавиться, найдя соответствующий инструмент. О, и в игре есть устройство, позволяющее телепортироваться сквозь стены.

Axiom Verge нагло подначивает нас сравнить её с Metroid, и выживает после этого сравнения. Нет, она не столь же хороша, но удивительно близка к классике.

Metroid: Other M

Wii, 2010 год

Если обратить внимание на подножие пирамиды Metroid, то можно легко отыскать там главное разочарование франшизы: Other M. Сама по себе она не плохая, но для именно для сиквела «метроида» игра вышла чрезвычайно… недостойной

Если бы Nintendo выпустила ее под другим названием (что-нибудь вроде «Мрачные приключения боевой рободевушки в космосе»), игра вышла бы вполне ничего себе. Однако в качестве попытки возродить великолепную франшизу и вернуть поклонников Other M потерпела сокрушительную неудачу.

Metroid превратился в линейный динамичный шутер с буквально парой возможностей исследования, без какого-либо чувства свободы и с крайне странной и неудобной системой прогрессии персонажа. В качестве боевика, построенного на рефлексах и уклонениях, игра обладает определенной долей притягательности, но ее сюжет не выдерживает никакой критики. Самус Аран из стоического и умелого воина, которую обожали поклонники серии, превратилась в своевольную и застенчивую девушку. Other M выстрелила в молоко и, по мнению фанов, практически убив серию, поскольку была единственным «Метроидом» за целое десятилетие.

Axiom Verge

Вдохновленная стрелялками с горизонтальным скроллингом 1990-х годов, Axiom Verge заимствует множество элементов таких узнаваемых серий, как Contra, Bionic Commando и Metroid. Вы управляете Трейсом, ученым, который потерял сознание после тяжелой травмы и очнулся в древнем высокотехнологичном мире, полном враждебных созданий.

Игра сильно сосредоточена на исследованиях и сражениях, а Трейсу доступно более 60 различных предметов и усилений, которые могут повлиять на ход боя. Это одно из множества изменений, которое отделяет Axiom Verge от предшественников и развивает формат метроидвании.