Важные понятия и факторы

Crusader Kings (2004)

Продолжение стратегической игры 2001 года Europa Universalis II, посвященной 400-летнему периоду между 1419 и 1820 годами.

Crusader Kings – это стратегическая игра в реальном времени от Paradox Entertainment, основанная на движке Europa Universalis. Игра позволяет нам возглавлять европейские королевства на протяжении почти 400 лет, начиная с 1066 года и заканчивая в 1419 году. Таким образом, игра является своего рода прологом к серии Europa Universalis, в которую разработчики добавили конвертер, позволяющий продолжить игру Crusader Kings в Europa Universalis II. Действие игры разворачивается во всей Европе и выходит за ее пределы – в Персию и северную Африку. Crusader Kings реально моделирует жизнь людей того периода, а главный упор делается не на развитие вашей страны, а на повышение престижа и влияния вашей династии.

Честь и власть имеют первостепенное значение. Чтобы расширить их, игрок может создавать альянсы с влиятельными лордами и епископами, а не только с такими странами, как в Europa Universalis. Поскольку игра фокусируется на феодальной структуре того исторического периода, игрок может управлять только христианскими монархиями, герцогствами и большими империями. Мы не можем контролировать торговые республики, такие как Венеция или Генуя, и, например, монгольские полчища

Кроме того, мы должны обратить внимание на выбор нашего рыцарского ордена: тамплиеров, рыцарей святого Иоанна, ордена Тевтонского ордена, ордена Калатравы или ордена Сантьяго. Большой новинкой по сравнению с предыдущими играми, использующими тот же двигатель, является новая боевая система, позволяющая реалистично воссоздать силу атаки монгольской кавалерии или английских лучников

Уходящие деньги

Многие случайные события сосут деньги из вашей казны. Также и советники, содержание армии, ремонт кораблей, постройка зданий стоит немалых денег. Всегда следите за тем, сколько в месяц вы получаете и сколько денег у вас уходит, и если дебит с кредитом не сходятся, то пора что-то менять. Лучше всего распускать войска, особенно когда у вас мирное время.

Займы — это вещь полезная, но крайне коварная (собственно, как и микрозаймы в реальной жизни). Можно брать деньги в кредит, особенно когда вам нужно совершить тактический манёвр и быстро создать армию наёмников. Но проценты бывают слишком большие, пускай и выплачивать их нужно не сразу. Лучше не брать два-три займа одновременно, так как их можно просто не осилить. Если наступает этап банкротства — это конец, большой и длинный. В том плане, что игра сразу же не заканчивается, но вы получаете штрафы буквально на всё, начиная моралью солдат и заканчивая уменьшением стабильности в стране. Все ваши советники и наёмники выкидываются на улицу, куда и вы скоро попадёте. Из стадии банкротства выйти очень сложно — вас захватывают недруги, сажают вашего правителя на кол и вам нужно начинать партию заново.

Decisions[edit | edit source]

id

Repair of the Great Wall

Parts of the Great Wall are in dire need of extensive repair. In its current state it doesn’t offer sufficient protection for our northern provinces.
 

Potential requirements

The ‘Leviathan’ DLC is not enabled

The country:

  • is Ming, Qing or has enacted the ‘Celestial Empire’ government reform.
  • owns Taiyuan (693), Hejian (695), Baoding (696), Datong (697), Lanzhou (699), Xi’an (700), Yumen (707), Alxa (709) and Beijing (1816).
  • does not have the modifier “Reparations of the Great Wall”.

If the country is AI-controlled, then it:

can not be a custom nation.

Allow

The country:

has a ruler with a military skill of at least 5.

Effects

The country:

  • gets the modifier “Reparations of the Great Wall” for the rest of the campaign with the following effects:
    • +25% fort defense,
    • +10% fort maintenance.

id

Construct the Forbidden City

The Forbidden City will be a glorious national monument, increasing our prestige and promoting stability.
 

Potential requirements

The ‘Leviathan’ DLC is not enabled

The country:

  • is Manchu, Ming, Qing or has enacted the ‘Celestial Empire’ government reform.
  • has its capital in Beijing (1816) or Nanjing (1821).
  • does not have the modifier “The Forbidden City”.

If the country is AI-controlled, then it:

can not be a custom nation.

Allow

The country:

  • is not at war
  • has hired a level 3 statesman or has a ruler with an administrative skill of at least 3.
  • either the faction system is disabled or the Bureaucrats faction is in power.
  • has a stability of +3.
  • has at least 1 year’s worth of income in its treasury.
  • has at least 50 administrative power.
Effects

The country:

  • loses ducats equal to 1 year of income.
  • loses 50 administrative power.
  • gets the modifier “The Forbidden City” for the rest of the campaign with the following effects:
    • −10% stability cost modifier,
    • +0.5 yearly prestige.

Преимущества системы[]

Главными преимуществами Универсалиса являются свобода действий и нулевое время подготовки. В этой системе можно разыгрывать любой сюжет, в любом мыслимом мире, и все детали игры решаются сразу за столом. Играть по выдуманному только что миру так же легко, как и по заранее прописанному (одним ли из игроков, в других ли ролевых играх, в книгах, кино…).

Хотя правила Универсалиса объяснены примерно на 90 страницах, их можно рассказать не знакомому с системой человеку за 10-15 минут. Будучи игрой повествовательной, Универсалис походит не только для традиционных ролевиков, но и для любых заинтересованных людей с воображением.

Универсалис не требует дополнительных вложений, кроме разве что покупки фишек-монет, если участвующие хотят играть более стильно. Достаточно иметь карандаш и бумагу для записи фактов и что-то в качестве монет (хоть пуговицы). Дополнительных книг также не требуется.

A Song of Ice and Fire

Если вы предпочли бы завоевать Семь Королевств, а не Римскую империю, то выбирайте Дом и отправляйтесь в мир «Песни льда и огня». Хотя из-за акцента на государствах и империях, а не на династических интригах, EU4 не так подходит для фантастического мира Джорджа Мартина, как Crusader Kings 2, это все еще очень интересный мод с отличным чувством вкуса и механикой.

Концепции, здания и религия, – все было переделано в соответствии с землями Вестероса и территориями, находящимися за его пределами. Так, государства были заменены на Дома (малые, великие и королевские), вольные города и племена. Все Дома ведут себя, как независимые королевства, хотя и находятся под властью Железного трона, прямо как в Священной Римской империи.

Огромное количество закладок говорит о том, что вы можете отыгрывать различные исторические пути развития, но только за один из Великих Домов, например, за Дом Старков. Если же вы хотите опробовать малые дома, то используйте закладку, вдохновленную модом Shattered Europa, которая позволит вам создавать альтернативные истории с потрясающей легкостью.

Decisions[edit | edit source]

Rûm has access to some decisions available to the Ottomans:

id

Expand the Devshirme System

By enrolling young men from newly conquered lands into service we have increased the efficiency of our recruitment process considerably. Let us further expand and refine this system as our state grows.
 

Potential requirements
  • Has enacted «Ottoman Government» reform
  • Does not have Janissary Coup disaster on-going
  • Has not enacted this decision before
  • Did not had the event «»
Allow

Has at least 100 Military power

Effects
  • Lose −100 Military power
  • Gain country modifier Devshirme System until the event ‘’:
  • If

    fires the event ‘The Janissaries’ in 12 years

    Cradle of Civilization is not enabled:

id

Force Janissaries to Undergo Yoklama

In the payrolls of the Janissaries there are many that are not truly Janissaries or not truly fit for service. Let us force them to undergo a general review of who should still be on the rolls, bringing order and discipline to this group.
 

Potential requirements

Janissary Coup disaster is on-going

Allow
  • Janissary Coup disaster is on-going
  • If Cradle of Civilization is enabled, one of the following is true:
    • Has fewer than 3 janissary regiments
    • Has janissary units comprising less than 5% of force limit
Effects
  • If the country has the modifier The Janissaries

    Removes the country modifier The Janissaries

    :

  • Else:
  • Ends the Janissary Coup disaster
  • Trigger the event

id

Make Constantinople Capital

The glorious city we have recently conquered will make a splendid capital for our nation. Constantinople is the greatest city on earth, and our government would make it so much stronger.
 

Potential requirements
  • Is the Ottomans or Rûm
  • Own Constantinople (151)
  • Capital is not Constantinople
  • Have not enacted this decision before
Allow
  • Is not at war
  • Primary culture is Turkish
  • Is Muslim
  • Controls the province Constantinople
  • Constantinople (151) is part of a state
  • Owns Edirne (149), Kocaeli (316), Hüdavendigar (317) and Burgas / Kirkkilise (1764)
Effects
  • Gain 1 stability
  • Constantinople:
    • Becomes core
    • Becomes capital
    • Changes culture to Turkish
    • Changes religion to our Religion
    • Changes name to Kostantiniyye
  • If this decision has never been taken:
    • Constantinople:
      • Gains +4 base tax
      • Gains +4 base production
      • Gains +3 base manpower
  • Government rank becomes  Empire

Основные коды

  • nextsong — переключает текущую композицию саундтрека
  • date — устанавливает текущую дату
  • time — показывает в консоли текущее время
  • combatsound — устанавливает частоту проигрывания боевой композиции (значение от0 до 50)
  • reload — перезагрузка gui или lua файла
  • reloadinterface — перезагрузка всего интерфейса
  • reloadfx [map/mapname/postfx или *.fx имя файла] — перезагружает шейдеры
  • reloadtexture — перезагружает указанные текстуры
  • reloadloc — перезагрудает локализацию(т.е. текст)
  • event — запускает эвент
  • die(kill) — смерть монарха
  • add_heir — добавляет наследника
  • kill_heir — смерть наследника
  • siege — окончание осады в указанной провинции(победа осаждающих)
  • annex — Начинает процесс аннексии указанного государства(это государство должно быть вассалом)
  • integrate — Начинает процесс интеграции указанного государства(государство должно быть младшим партнером в унии)
  • vassalize — Вассализация указанного государства
  • discover — Открывает столицу указанного государства
  • winwars — Устанавливает максимальное количество очков войны(для всех ведущихся государством войн)
  • spritelevel [] — Устанавливает внешний вид войск(для всех государств)(значение от 0
  • до 4, 0-сбрасывает внешний вид войск по умолчанию)
  • kill_cardinal — смерть кардинала
  • clear — Очищает консоль
  • validateevents — проверяет все события не вызывая их
  • testevent [] [] — проверяет событие без его вызова
  • testmission [] — проверяет задание без начала его выполнения
  • cash — добавляет золото
  • population — добавляет население в провинцию
  • setmissionaryprogress — устанавливает процесс
  • обращения веры в провинции
  • manpower — добавляет мэнпауэр игроку(без ввода значения 50000, если использовать значение, то оно умножается на 1000)
  • add_natives — добавляет аборигенов в указанную провинцию
  • add_reformlevel — добавляет уровень реформ для СРИ
  • add_opinion — добавляет очки отношения для указанной страны
  • add_pi — добавляет очки влияния на Папу Римского для указанной страны
  • add_pa — добавляет авторитет патриарха для указанной страны
  • add_cb — добавляет повод для войны на указанную страну
  • remove_cb — удаляет повод для войны на указанную страну
  • tag — переключает управление на указанную страну
  • remove_defender_faith — удаляет защитника религии для той религии к которой принадлежит государство игрока
  • add_missionary — добавляет миссионера для указанной страны
  • add_colonist — добавляет колониста для указанной страны
  • add_diplo — не разобрался
  • add_idea_group [] — добавляет указанную группу идей
  • power [] — Adds the specified idea group
  • powerpoints — добавляет очки монарха(без указания значения повышает их количество до максимального значения)
  • adm — добавляет административные очки(без указания значения повышает их количество до максимального значения)
  • dip — добавляет дипломатические очки(без указания значения повышает их количество до максимального значения)
  • mil — добавляет военные очки(без указания значения повышает их количество до максимального значения)
  • piety — добавляет благочестие(без указания значения повышает их количество до максимального значения)
  • stability — повышает стабильность(без указания значения повышает до максимума)
  • imperial_authority — повышает имперский авторитет prestige — повышает престиж
  • fow(debug_fow) — убирает туман войны для провинции или без ее указания — для всего мира
  • ti(debug_ti) — открывает все неисследованные земли(при повторном вводе возвращает к исходному состоянию до ввода)
  • savegame — сохраняет игру
  • IP — показывает ваш IP
  • requestgamestate — запрос игровой статистики от хоста(насколько понял)
  • revolt — восстание в указанной провинции
  • pirate — появление пиратов в указанной провинции
  • legitimacy — устанавливает легитимность правителя
  • fullscreen — переключение полноэкранного режима
  • own — моментальная передача провинции игроку
  • controll — даёт возможность получить контроль над провинцией, будто её захватили войсками
  • selflearningai — включает/выключает самообучение AI(не понял что это значит)
  • helplog — выводит все консольные команды в game.log файл
  • help — выводит в консоль все команды или все что связано с той или иной командой.

Ruthenia region[edit | edit source]

Notes: This region holds provinces necessary for forming Mongol Empire and Ruthenia. They share a set of missions.

State Government Religion Tech group National ideas Culture group Capital Notes
Chernigov Russian Principality Orthodox Eastern East Slavic (Ryazanian) Chernigov (289) Releasable by Lithuania
Galicia-Volhynia Russian Principality Orthodox Eastern East Slavic (Ruthenian) Volhynia (279) Releasable by Lithuania, Mazovia and Poland
Kiev Russian Principality Orthodox Eastern East Slavic (Ruthenian) Kiev (280) Releasable by Lithuania
Polotsk Russian Principality Orthodox Eastern East Slavic (Byelorussian) Polotsk (275) Releasable by Lithuania
Smolensk Russian Principality Orthodox Eastern East Slavic (Ryazanian) Smolensk (293) Releasable by Lithuania

Фон Габсбургов Австрии, имперские инциденты и папский контролер

В отличие от богемного прохождения, где я строго следовал гуситской вере, опыт католической Австрии будет для вас легким. Вы уже начинаете кампанию Europa Universalis IV в 1444 году нашей эры как Император Священной Римской империи, и несколько избирателей хотят проголосовать за своего наследника позже. Небольшое улучшение отношений плюс дипломатические махинации (королевские браки, а также личные союзы с Богемией и Венгрией с помощью миссий) помогли значительно расширить экспансию.

Вы также можете сделать несколько «хитрых» трюков, таких как победа над соседями, чтобы заставить их выпускать новые нации (сами по себе становящиеся принцами ОПЧ), чтобы увеличить свои доходы от Имперской власти. Это позволяет вам провести все имперские реформы, чтобы объединить ОПЧ или превратить всех в ваших вассалов.

Я должен также упомянуть новые «имперские инциденты», исторические события, которые определили политические маневры внутри и вне Священной Римской империи. Есть такие, как «Королевство теней» (обуздание итальянских принцев против того, чтобы они стали независимыми от империи) или участие с «Судьбой Ганзы» (независимо от того, защитите ли вы Любека от Дании или нет).

Также стоит поговорить о механике курии. Католицизм имеет тенденцию быть немного слабым в Europa Universalis IV, и, хотя функция Папского Контроллера существует уже некоторое время, вы не хотели сосредоточиться на этом. Император немного оживляет вещи благодаря сундукам курии, позволяя папскому контролеру тратить часть накопленного богатства (из всех католических стран) на принятие Золотого быка. Вы также можете созвать Вселенский Совет, чтобы увеличить ваши шансы стать Папским Контролером еще раз.

Эти изменения очень приветствуются, чтобы полностью раскрыть особенности католицизма в Europa Universalis IV . Тем не менее, я думаю, что эти концепции подходят для небольших прохождений, например, при выборе Папских штатов:

Попытка сосредоточиться на этом механике как на фон Габсбургах Австрии была в лучшем случае неэффективной. У вас было слишком много дел во время развития вашей нации, стабилизации ОПЧ и дальнейшего расширения путем завоеваний. Также возможно, что вы редко будете смотреть на панель, если, скажем, вы играете за Кастилию, Португалию или Англию, поскольку вы слишком заняты колонизацией.

В Emperor DLC также не было функции качества жизни, которую я бы хотел видеть, и это средство автоматизации процесса или уведомления вас, если у другой нации больше шансов стать Папским Контролером. Я обычно заканчивал тем, что должен был уменьшить влияние, чтобы достичь 30% -ого шанса на успех. Я похлопал себя по спине, лишь спустя несколько месяцев осознав, что ИИ занял первое место, пока меня отвлекали войны.

Примечание 1: Существует также особая ошибка при попытке создания свободных городов, даже если требования были выполнены. Возможно, как Император Священной Римской империи, вы не сможете создавать дополнительные. И наоборот, как субъект, вы можете получать спам с уведомлениями о слабых и повторных попытках текущего Императора.

Примечание 2: Хотя Europa Universalis IV: Emperor вводит реформы для революционных правительств, я решил придерживаться традиций в моих прохождениях в Чехии и Австрии.

Access to estates[edit | edit source]

Not all nations have access to all available estates. The reasons can vary from not being in the right geographical area, not being of a certain religion and so on – further details on this are available under each estate’s section.

Additionally, some government types do not have access to the estates mechanics at all (they have other mechanics instead):

  • Pirate Republic
  • and Venetian Government
  • Veche Republic
  • Siberian Native Council
  • Sich Rada
  • Native Council
  • Revolutionary Republic, Revolutionary State and Revolutionary Empire
  • Celestial Empire if Mandate of Heaven is disabled
  • Colonial Nation

Стабильность[]

Для увеличения стабильности теперь необходимо потратить Очки правителя, а точнее, административные очки. Административные очки, потраченные на улучшение стабильности в государстве, уже нельзя будет пустить на развитие технологий. Базовая стоимость стабильности составляет 100 административных очков. Эта стоимость рассчитывается из следующих факторов:

  • + 50% если ваш уровень стабильно равен 1 
  • + 100% если ваш уровень стабильности равен 2 
  • + 1 сверхрасширение %.  
  • + Отсутствие религиозного единства %. Принцип расчёта следующий, 100 – это текущий уровень религиозного единства. Например, если уровень религиозного единства равен 75%, то стоимость стабильности будет выше дополнительно на 25%.  
  • -5% если вы контролируете Папскую Курию

Сама стабильность разнится от -3 до +3. От уровня стабильности страна получает следующие бонусы: 

Позитивные бонусы (эффекты умножаются на 3, при стабильности 3 уровня)

  • Риск восстания -1 
  • Доход с налогов +10% 
  • Эффективность миссионеров 0,5% 
  • Глобальное торговое влияние +1% 
  • Защита от шпионов +5%

Негативные бонусы (эффекты делятся на 3, при стабильности -3 уровня)

  • Риск восстания +2 
  • Доход с налогов +1 
  • Ежегодная легитимность -1 
  • Глобальное Торговое влияние -1% 
  • Защита от шпионов -5%

Как можно заметить, стабильность – это важнейший элемент влияния на развитие вашего государства. Дополнительные 30% к прибыли от налогов являются значительным вкладом в вашу экономику. С другой стороны, +6 Глобальны риск восстания… -3 легитимность, что в свою очередь ещё более увеличивает риск восстания, всё это может порушить даже самую крепкую экономику, и это то, чего вам следует избегать в первую очередь. Избегайте Сверхрасширения и отсутствия религиозного единства. Никогда не начинайте войну без уверенности в своих действиях (и тем более без повода к войне)! Играйте вдумчиво и размеренно. После захвата провинции, национализируйте её. Затем, начинайте обращение местного населения в государственную религию, и только после этого, продолжайте завоевание дальнейших территорий. 

Самый приемлемый уровень стабильности — это 2. Во-первых, потому что это дорогое удовольствие. Во-вторых, стабильность может быть достигнута за счёт выполнения миссий или (что редко), за счёт событий. Дополнительные уровни стабильности, в случае если вы уже имеете 3 уровень, засчитываться не будут. Наконец, у игры есть тенденция, уменьшения максимальной стабильности. Если вы достигли максимального уровня +3, то вполне возможно, через несколько месяцев вы получите событие о смерти наследника или что-либо подобное. Вот почему, лучше стараться сохранять уровень +2, а уровень +3 получать с помощью событий и миссий. Если вам требуются административные очки на другие нужды, а состояние вашего государства нормальное, то вы вполне можете играть со стабильностью +1, или даже 0. Негативная стабильность должна убираться, как можно скорее. 

France region[edit | edit source]

Divine ideas

Notes:

For Christian theocracies.

Traditions:

+1 Missionary
+15% Manpower recovery speed

Holy Order

+5% Discipline

Church Administration

−10% Stability cost modifier
−10% Core-creation cost

True Defender of the Faith

+25% Fort defense

Let No Man Tolerate the Witch

+2% Missionary strength

Onward Christian Soldiers

+10% National garrison growth
+10% Garrison size

Turn the Other Cheek

+1 Attrition for enemies

Render unto Caesar

+10% National tax modifier

Ambition:

−10% Culture conversion cost

French Ducal ideas

Notes:

For countries in the French culture group.

Traditions:

−10% Fort maintenance
−10% Cavalry cost

Men of Trade

+10% Domestic trade power

Renaissance Palaces

−1% Prestige decay

Qui Ruit Et Lethum

+10% Infantry combat ability

Religious Conviction

+2 Tolerance of the true faith

French Cuisine

+1 Yearly prestige

French Enlightenment

+1 Diplomatic relation

La Petite Nation

+10% Morale of armies

Ambition:

+10% National tax modifier

Notes: If it ceases to exist, France may be reformed by another country in the French culture-group.

State Government Religion Tech group National ideas Culture group Capital Notes
Alençon Feudal Nobility Catholic Western French (Francien) Alençon (1879) Releasable by England
Armagnac Feudal Nobility Catholic Western French (Gascon) Armagnac (175) Vassal of France
Auvergne Feudal Nobility Catholic Western French (Occitan) Auvergne (199) Vassal of France
Avignon Clerical State Catholic Western French (Occitan) Avignon (202) Releasable by The Papal State
Bar Feudal Nobility Catholic Western French (Burgundian) Barrois (187) Releasable by Provence
Berry Feudal Nobility Catholic Western French (Francien) Berry (179) Releasable by France
Bourbonnais Feudal Nobility Catholic Western French (Francien) Bourbonnais (190) Vassal of France
Brittany Feudal Nobility Catholic Western French (Breton) Nantes (172)
Burgundy Feudal Nobility Catholic Western French (Burgundian) Dijonnais (192)
  • In personal union over Brabant, Flanders and Holland
  • Overlord of Nevers
Champagne Feudal Nobility Catholic Western French (Francien) Reims (186) Releasable by France
Dauphine Feudal Nobility Catholic Western French (Occitan) Dauphiné (204) Releasable by France
Foix Feudal Nobility Catholic Western French (Gascon) Béarn (176) Vassal of France
France Feudal Nobility Catholic Western French (Francien) Paris (183)

Overlord of

  • Armagnac
  • Auvergne
  • Bourbonnais
  • Foix
  • Orleans
  • Guaranteeing Scotland
  • Allied with Provence
Gascony Feudal Nobility Catholic Western French (Gascon) Bordeaux (174) Releasable by England and France
Lorraine Feudal Nobility Catholic Western French (Burgundian) Lothringen (189) In personal union under Provence
Nevers Feudal Nobility Catholic Western French (Burgundian) Nivernais (191) Vassal of Burgundy
Normandy Feudal Nobility Catholic Western French (Norman) Caen (168) Releasable by England
Orleans Feudal Nobility Catholic Western French (Francien) Orleanais (184) Vassal of France
Picardy Feudal Nobility Catholic Western French (Francien) Picardie (89) Releasable by Burgundy and France
Provence Feudal Nobility Catholic Western French (Occitan) Anjou (178)
  • In personal union over Lorraine
  • Allied with France
Savoy Feudal Nobility Catholic Western Latin (Piedmontese) Chambery (205) Overlord of Geneva and Montferrat
Toulouse Feudal Nobility Catholic Western French (Occitan) Toulouse (196) Releasable by France

Сверхрасширение[]

Сверхрасширение – это превышение лимита роста государства. Это ещё одно ограничение, не позволяющее игроку захватить весь мир, и оно напрямую связано с национальными провинциями. Каждая провинция, не являющаяся национальной, даёт особый процент сверхрасширения, рассчитывающийся по следующей формуле: 1 дукат налогов = 4% сверхрасширения. Таким образом, провинция с 5 дукатами от налогов даст 20% сверхрасширения. Хотя опять же, колонии являются здесь исключением. 

Чем выше сверхрасширение, тем сильнее будут проявляться следующие эффекты:

  • — Риск восстания выше на половину текущего сверхрасширения (при 10% = +0,5 к восстанию, при 20% = 1 к восстанию и т.д.) 
  • — Цена стабильности выше, в процентах, на половину от текущего сверхрасширения (при 10% = на 5% дороже, при 20% = на 10% дороже и т.д.)  
  • — Шанс конкуренция с иностранными купцами ниже на процент сверхрасширения (10%=10% и т.д.) 
  • — Стоимость наёмников выше, в процентах, на половину от текущего значения сверхрасширения (10% = на 5% дороже, при 20% = на 10% дороже и т.д.) 
  • — Дипломатическая репутация ниже на 1/5 от текущего сверхрасширения (10% = -0,20, при 20% = -0,40 и т.д.) 
  • — Влияние на Папу ниже на 1/5 ниже на 1/5 от текущего сверхрасширения (10% = -0,20, при 20% = -0,40 и т.д.) 
  • — Снижение дипотношений со временем, в процентах, на 1 от текущего сверхрасширения (10% = -2,5%, 20% = -5% и т.д.)

Кроме того, повышенное сверхрасширение приведёт к негативному эффекту с соседями. Результатом будут частые войны, и что ещё хуже, образование коалиция против вас. Сверхрасширение также имеет негативное отношение и на ваших граждан. Приемлемый максимум составляет 100%. Выше этого значения, вы будете получать регулярные события, ведущие к восстаниям в массовом масштабе, по всей стране, потерю стабильности, снижение эффективности коммерции и т.д. Немного больше 100% или даже 150% это ещё не так плохо (хотя события будут происходить почти каждый год). При 200%, и особенно 250% происходит настоящее безумие, результатом чего могут стать расстроенные нервы. 

Легко понять, что чрезмерного сверхрасширения стоит бояться, как огня. Снижается сверхрасширение путём национализации провинций (начинайте с самых богатых). Если необходимо, выделяйте из состава государства вассалов, дабы снизить сверхрасширение. Может показаться, что имея сильную армию, вы сможете подавить любое выступление мятежников против вас, но это решение только в краткосрочной перспективе. Вначале, вы может, и не встретите особых проблем, но потом, количество доступных вам рекрутов будет стремительно уменьшаться, а затем против вас выступить коалиция сильных государств и тогда конец. Никогда не превышайте сверхрасширение больше 170%

Longevity[edit | edit source]

EU4 Advisor Life Expectancy

Once an advisor is hired, their tooltip will display their percentage death risk, which depends on their age.

For every year over 40, advisors gain 2/3rds of a percent (0.67%) chance of death, or an increase of 2% for every 3 years of age after 40. At age 55, the yearly death risk will be 10%. At age 100, it will be 40%. The percentage is rounded down in the tooltip, but probably not in calculations. This means that at age 41, an advisor’s yearly death risk will be 0.67%, but will show as 0% in the tooltip.

The cumulative effects of this are severe (inset at left). By a median age of 53.7, only half of advisors will be alive. By 65, only 1 in 10 will remain. Only 1 in 100 will make it to 75. (This is the overall mortality curve; if an advisor has already survived to 50, their curve is different.)

Age of Discovery[edit | edit source]

At the dawn of the Early Modern era new continents are being mapped while feudal society is slowly giving way to centralized states.For an enterprising state this age can see the foundation of a worldwide empire.

The Age of Discovery is the age initially present in the game, starting (technically) in 1400, and lasting until 10 years following the appearance of Protestantism. During this age, religious rules are valid (i.e. the special Curia abilities).

Possible age disasters include: Castilian Civil War, Peasants’ War, War of the Roses.

Objectivesedit | edit source

Objective Description
Discover America As a nation with a capital in Europe, Africa or Asia, discover North America, South America or a random new world continent.
Developed Nation While the capital is not in Europe, Asia or Africa, have at least 100 total development.
Control Centers of Trade Own and control 5 core provinces with the level 2 or level 3 Coastal Center of Trade or Inland Center of Trade modifier.
A Large City Own and control a core province with at least 30 development.
Embrace Renaissance Embrace the Renaissance institution and keep it in all state provinces.
Hold Three Thrones As a Christian country, have at least 2 personal unions.
Feudal Society As a non-Christian country, have at least 5 vassals.
Present on Two Continents Own provinces on at least two continents.
Humiliate Rival Humiliate a rival through a peace treaty.

Abilitiesedit | edit source

Ability Effect
Feudal De Jure Law Allow Edict “Feudal De Jure Law” ( −5 Unrest).
Justified Wars −10% Aggressive expansion impact
Transfer Subject Transfer Subject peace treaty at half cost, and allow fabricating claims bordering existing claims.
Improved Wartaxes −100% War taxes cost
Cavalry Armies +20% Cavalry to infantry ratio
Higher Developed Colonies Gain +1 base tax, +1 base production, and +1 base manpower in a colony when it becomes a city.
Adaptative Combat Terrain Gain +1 combat bonus in provinces with the same terrain type as the capital.
The Guns of Urban +33% Siege ability (available only to Ottomans)
Portuguese Colonial Growth +50 Global settler increase (available only to Portugal)
Danish Subject Loyalty −30% Liberty desire in subjects (available only to Denmark)
Venetian Trade +50% Ship trade power (available only to Venice)

Коды на очки в Europa Universalis 4

Благочестие, стабильность, дипломатия и многие другие важные параметры в EU4 являются изменяемыми и измеряются в очках. Если не хотите тратить время на ручное развитие, просто накрутите нужную переменную специальной командой.

• Winwars – максимальные очки преимущества в ходе всех ведущихся в данный момент фракцией игрока войн.
• Powerpoints – снабжает игрока очками монарха в указанном количестве (все три существующих в игре типа). Если не вводить конкретный параметр, по умолчанию начисляется их максимальное значение.
• Adm – некоторое количество административных очков.
• Dip / Mil – две команды. Первая позволяет получить в заданном количестве очки дипломатии, другая снабжает игрока военными очками.
• Piety / Stability – команды позволяют обзавестись очками благочестия и стабильности. Как и в предыдущих случаях, здесь не обязательно после кода вводить уточняющую цифру, но тогда выданное игроку значение будет максимизированным.
• Imperial_authority – добавляет очки к имперскому авторитету.