Чем опасны компьютерные игры, влияние на психику

Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга

Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете

Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным

Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.

Экономика образования

Игра на опережение: чем бизнесу поможет геймификация услуг

Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов

Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она

Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.

Компьютерные игры для детей: польза или вред

На вопрос о пользе и вреде компьютерных игр для детей до сих пор не найден однозначный ответ, ведь мнения сильно расходятся. Кто-то считает, что детям незачем увлекаться такой ерундой – читать книги и делать уроки будет более полезно, нежели портить зрение за экраном монитора. Другие же уверенны, что компьютерные игры развивают ребенка, приносят ему удовольствие – тогда в чем же беда?

Все зависит от вида компьютерной игры, которой увлекается ребенок.

«Стрелялки»: такие игры зачастую содержат в себе сцены насилия и убийств. Играя в одну из них, ребенок буквально воспринимает все происходящее на экране, где он в упор расстреливает своих врагов. В результате вид крови и трупов становятся для него довольно привычными вещами, и сам он невольно начинает переносить всю агрессию из игры в реальный мир

Именно поэтому детские психологи настоятельно рекомендуют оградить ребенка от кровожадных компьютерных игр, заменив их развивающими.

Развивающие компьютерные игры, в свою очередь, могут оказаться весьма полезными для детского развития: с их помощью можно тренировать память и внимание ребенка, моторику рук и глаз, развивать образное мышление и фантазию. Существует многообразие развивающих компьютерных игр, рассчитанных на разный характер и возраст ребенка

Например, активному и подвижному малышу рекомендуется давать быстрые и динамичные игры, в то время как тихий и спокойный ребенок с удовольствием пройдет компьютерный квест, где предлагается решить определенную задачу.

Чем полезны компьютерные игры

Многие считают, что современные компьютерные игры не представляют собой абсолютно никакой пользы, оказывая негативное влияние как на наше сознание, так и на физическое состояние. Однако следует отметить, что компьютерные игры обладают рядом преимуществ и положительных для здоровья свойств:

Развивают память, внимание и логику

В 2009 году ученые провели исследование пользы и вреда действия компьютерных игр на способности, главным объектом которого стала всем известная видеоигра японских разработчиков «Марио», где по условиям игроку необходимо «прыгать» с платформы на платформу, собирая монетки и прочие призы. Группе испытуемых было предложено ежедневно уделять «Марио» определенное количество времени. Через несколько дней исследователи подвели итог: оказалось, что платформеры (именно к этому жанру игр и относится «Марио») развивают полезные способности ориентации человека в пространстве, стимулируют работу памяти, развитие логики и стратегического планирования.

Данные другого эксперимента показали, что головоломки типа «Тетрис» также имеют пользу помогать избавляться от неприятных мыслей, тяжелых воспоминаний, а также излечивать посттравматические расстройства и понижать тягу к перееданию.

Улучшают зрение

Далеко не секрет, что долгое времяпрепровождение за экраном компьютера влечет вред ухудшения зрения. Однако было доказано и обратное: некоторые компьютерные игры обладают полезными свойствами для наших глаз.

В ходе эксперимента учеными Рочестерского университета сделано заключение о пользе компьютерных игр-шутеров от первого лица (вида экшн-игр, так называемых стрелялок, в которых игрок ассоциирует себя с героем). Например, всем известная компьютерная игра «Call of Duty» улучшает способности различать самые маленькие детали вещей и предметов: к примеру, тонкие оттенки серого цвета. Такой полезный навык особенно может пригодиться водителям в туманную погоду.

Компьютерные шутеры от первого лица также имеют полезное свойство стимулировать работу передней поясной коры, теменной и лобной долей мозга

Именно эти участки отвечают за наше внимание и способность к многозадачности

С тем же важно знать меру в подобных полезных «тренировках мозга», чтобы не столкнуться с обратным эффектом. Оптимальным, не дающим вред негативного воздействия считают время игры до 6 часов в неделю

Снимают стресс

Компьютерные игры способны приносить пользу и для психического состояния человека, помогая избавиться от стрессов, депрессии, успокоить нервы и поднять настроение.

Это доказали ученые Оксфордского университета: в ходе исследований было установлено, что полезные свойства увлечения видеоиграми проявляются в снижении травматических воспоминаний и тяжелых переживаний, которые содержит наше сознание.

В течение 20 минут группе испытуемых демонстрировали материалы, провоцирующие бурную эмоциональную реакцию. В образный ряд были включены автомобильные аварии, различного рода трогательные или трагические сцены. После этого половине испытуемых было предложено поиграть 10 минут в «Тетрис», в отличие от контрольной группы участников.

Результаты показали, что эмоциональная реакция людей, игравших в «Тетрис», оказалась более уравновешенной, чем у контрольной группы – их память освободилась от большей части негативных переживаний, полученных в первой части эксперимента.

Существует ряд компьютерных игр, созданных для широкого круга пользователей – они отличаются довольно простыми условиями и цветным, приятным глазу интерфейсом. Если игрок сталкивается с определенной трудностью – игра обязательно поможет и подскажет, что делать дальше. Такие приложения разрабатываются с пользой заполнения досуга или, например, времени, которое человек проводит в общественном транспорте – всего полчаса игры в день имеют полезное свойство, отвлекая, устранять беспокойство, плохие мысли, облегчать вред депрессивных состояний, поднимать позитивный эмоциональный фон.

Игровая зависимость

«Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»

Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.

Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.

«Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»

В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.

Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.

Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.

Видеоигры пропагандируют убийства и жестокость

Это, пожалуй, самый распространенный миф и возникает он, когда люди смотрят на шутеры или экшены, но сами в них не играют. Проекты данного жанра карикатурно кровавы, но крайней редко показывают какую-то жесткость, все сводится к стрельбе по профилю противника или ударам по корпусу.

Современные игры используют крайне упрощенную физическую модель и компенсируют это графикой с «литрами крови» и соответствующим антуражем уровней, но то, что в игре подается как жестокая расправа, остается в игре. В реальности такое повторить не получится из-за совершенной другой физики.

По аналогии с кино, почему-то никто не говорит, что боевики или ужастики чему-то учат, а они имеют гораздо более высокий уровень реалистичности. Большинство шутеров и экшенов продаются для лиц старше 18 лет, поскольку действующие рейтинговые ограничения запрещают использовать человеческие тела в качестве противников в кровавых играх с рейтингом меньше 18.

Кроме того, большая часть игрового процесса в таких играх намеренно сделана оторванной от реальности — ну не получится у человека подбросить другого и в прыжке ударить по его лицу ногой с разворота. Это только со стороны кажется, что персонаж, вроде Кратоса из God of War или Саб Зиро из Mortal Kombat шинкует врагов на кусочки, на самом деле это игровая условность.

Игры с сюжетом пропагандируют те ценности, что важны по мнению авторов, но это культурные и образованные люди, и чаще всего игрок — положительный персонаж, оказавшийся в трудной ситуации, или жертва обстоятельств, вынужденный действовать жестко.

Важнее всего то, что не существует компетентных и всесторонних исследований, доказывающих, как видеоигры учат жестокости. Ряд исследований даже говорит об обратном — что видеоигры позволяют сбросить пар и напряжение, а также учат, как делать не надо.

Если услышите где-то о доказанных исследованиях о вреде видеоигр или о том, что через них прививают обман, насилие, деградацию и поступки против совести — знайте, это обычная манипуляция фактами и незнание сути геймплея.

Компьютерные игры: за и против (сочинение-рассуждение)

Родители рассказывали: лет пятнадцать-двадцать назад, когда они учились в школе и в университете, даже в лучших информационно-вычислительных центрах крупных научно-исследовательских и учебных заведений использовались громоздкие (как средних размеров шкаф) и очень медленнодействующие электронно-вычислительные машины. Носителем информации у такого «шкафа» была бумажная перфокарта или широкая магнитная лента на огромной бобине.

Как все удивительно изменилось за короткий срок — пока я ходила в детский сад, выросла и почти закончила школу! В учебных заведениях, учреждениях, офисах, почти в каждом доме — современные малогабаритные персональные компьютеры. Чудо техники по сравнению с лучшими образцами двадцатилетней давности! Дисплей такой машины дает изображение не хуже, а, как правило, лучше, чем хороший телевизор. Создаются все более совершенные программы, доступные самым обычным пользователям.

Параллельно с развитием техники увеличивается количество развлекательных про­грамм и компьютерных игр. Первые игры — я это помню — были примитивные и не очень интересные. А теперь… Хочешь — управляй сверхсовременным самолетом или автомобилем. Хочешь — решай логические или стратегические задачи. Лови террористов или борись с нечистой силой. Укрощай диких животных. Руководи целой футбольной командой. И многое другое… А на экране такое достоверное и красочное изображение, что не всякие документальные съемки бывают такими.

Игры увлекают и, скажу так, завлекают. Говорят, что часто изображение, смена рисунков построены так, чтобы специально завлечь пользователя. Это как наркотик. Играть хочется снова и снова. Ведь создание все новых дорогостоящих программ — это целая индустрия, весьма прибыльная во всем мире. Может, это преувеличение, но ведь и среди моих знакомых есть немало таких, которые сначала просто любили поиграть, потом у них стали уходить на это часы. Потом — и дни и ночи. Если дома нельзя играть или нет машины, — компьютерные клубы в городе на каждом углу. В итоге хорошие ребята стали ограниченными, утратили все другие интересы, мало общаются, словом, живут в замкнутом виртуальном мире.

Я тоже люблю посидеть часок-другой за компьютером. Но в последнее время не хочу стрелять и бегать по лабиринтам. Разве что — логические и стратегические игры. Ведь в жизни есть еще столько интересного. Например, общение с друзьями и книги. Хорошие кинофильмы и музыка. Пусть мой компьютер будет добрым помощником, а не диктатором!

Беру это сочинение!

Похожие сочинения

Социализация

«Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»

В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.

То, что я подчеркнул из статей

Большинство игр представляет из себя действия насильственного характера, где ваша цель — это убивать врагов, расстреливать их, выпускать кишки, сжигать и т.д. По некоторым мнениям эти игры делают детей более жестокими и блокируют процессы позитивного мышления. Дети перестают видеть грань между виртуальным миром и реальностью, таким образом дети могут начинают себя вести также и на улице, не чувствуя ответственности за совершенные агрессивные действия.

Конечно существуют и полезные развивающие игры, которые направлены на улучшение человеческих навыков (память, реакция, логика и т.д.), но разве нынешним детям это интересно? Они больше хотят играть в расчлененку, в игры с убийствами, где можно «крошить» всех направо и налево безнаказанно, даже полицию, которая попытается вас остановить.

Конечно на играх ставят возрастные ограничения, но где вы видели, чтобы кто-то на это обращал свое внимание? Даже родители на это не обращают внимания. Главное, чтобы дитятко было счастливо и не отвлекало их от своих занятий

И они не обращают на то, что психическое и физическое состояние ребенка под угрозой.

Кроме вреда для психики, игры непосредственно влияют на физическое здоровье человека, такое так судороги рук, ухудшение зрения, кривая спина и т.д. Но правда это скорее относится не к играм, а к длительному сидению за компьютером. Просто в компьютерной игре человек может сидеть намного дольше, чем просто работая в интернете.

Прокачка навыка

Ну и, наконец, вы не поверите, но от игр и в самом деле может быть польза в самом прямом смысле. То есть они действительно развивают вот это всё, о чём пишетИнститут развития интернета», — и не только. Возьмём World of Tanks — смех смехом, а именно благодаря этому проекту народ начал массово разбираться в бронетехнике. Да,разбираться», конечно, в рамках игровых реалий и условностей, переносить которые на реальную жизнь глупо. Но тем не менее, десять лет назад мало кто, кроме конкретно интересующихся темой, отличил бы ИС-2 отКоролевского тигра», а сейчас каждый второй школьник при просмотре военно-исторического фильма про Вторую мировую легко укажет всезаклёпочные» косяки тамошних бутафорских танков. Какой-никакой, а образовательный прогресс.

Вообще, если за проект взяться углублённо, можно много интересного придумать

Многие стратегические игры, например, наглядно демонстрируют важность снабжения и ресурсов — тем, кто в них поиграет, гораздо проще будет разъяснить на уроке истории почему страны конфликтуют из-за богатых природными дарами регионов. Простые в освоении конструкторы техники вроде какого-нибудь Kerbal Space Program позволят буквальнона пальцах» рассказывать про физику и механику

В идеале, если подумать, можно заняться созданием специализированных обучающих игр, которые были бы в первую очередь интересными, и лишь на заднем плане ненавязчиво прививающими знания. Впрочем, это хрустальные мечты весьма слабой осуществимости — по крайней мере в настоящий момент.

В целом редакция WARHEAD.SU скорее за нововведение. Неизвестно, получит оно одобрение или нет, но, если вдруг получит, — будет интересно посмотреть, что выйдет.

Видеоигры и обучение

Существует широкий пласт видеоигр, ориентированных на эмуляцию учебного процесса. Их основное предназначение – обучить пользователей в игровой форме тем или иным навыкам, помочь в усвоении различных дидактических материалов.

Исследованием этой категории видеоигр занимается самостоятельная наука – медиапедагогика. Ее ключевая задача – внедрить в педагогическую практику компьютерные игры в качестве средства повышения эффективности учебного процесса.

Фото 12. Учиться с помощью видеоигр интереснее…

Ученые и педагоги разрабатывают методические материалы, призванные обеспечить обдуманное и научно-обоснованное внедрение новых технологий, чтобы те не причинили вреда здоровью и безопасности учащихся.

Такой подход предполагает ненавязчивый контроль за обучением ребенка с использованием видеоигр со стороны учителей соответствующего профиля, психологов и социальных педагогов.

Помимо прочего, медиапедагогика изучает влияние тех или иных видеоигр на процесс развития детей разных возрастных групп.

Видеоигры широко используются для обучения не только детей, но и взрослых. Активными пользователями такого рода продукции выступают вооруженные силы, правоохранительные органы, учебные заведения гражданской авиации, атомной энергетики и так далее.

С помощью видеоигр (электронных симуляторов) воссоздаются реальные ситуации, требующие стремительной реакции и наличия тех или иных умений.

Ошибки в видеоигре не влекут за собой разрушительных последствий, которые могли бы наступить в случае организации тренировочного процесса на реальных объектах.

Увеличивают поле зрения

Green, C.S., Bavelier, D. (2006). Enumeration versus multiple object tracking: the case of action video game players. Cognition.

Исследование

В эксперименте принимали участие 26 мужчин с нормальным зрением, в среднем младше 20 лет. Половина из них регулярно тратят свое время на видеоигры, а вторая половина не играли как минимум последние полгода. Из геймеров исследователей, прежде всего, интересовали любители шутеров, таких, как Half Life и Counter Strike.

Результат

Обычный человек может отслеживать одновременные перемещения трех-четырех объектов. Исследователи убедились в этом, проведя нехитрый тест: подопытному показывают десять неподвижных точек на экране, за несколькими из которых он должен следить. Затем точки начинают движение и через некоторое время останавливаются, а подопытный должен найти на экране свои точки. Эксперимент показал, что опытные геймеры отслеживают на 1−2 точки больше, чем остальные.

Материал был впервые опубликован в 2011 году.

Вред игр

Самая главная опасность компьютерных игр – игровая зависимость. Это самое настоящее отклонение психики, которое требует вмешательства врачей. Человек, который поддается зависимости, живет виртуальной реальностью, лишь ненадолго уходя в оффлайн. Одна из самых крайних степеней зависимости – потеря аппетита. Это когда человек не хочет уходить от игр ради принятия пищи. Также у человека отсутствует сон, так что человек отказывается от сна тоже. Обычно эта зависимость начинается очень безопасно и незаметно, не вызывая никаких подозрений. Особенно вред от компьютера ощутим для подростков. Их психика поддается влиянию игр, ведь дети не знают меры и не ощущают время. Им всегда кажется, что за компьютером они провели пару минут.

Сюжетные игры, или как развиваются личностные качества

Каждая компьютерная игра так или иначе является отражением идей и переживаний, волнующих ее разработчиков. В частности, это касается проектов, делающих упор на сюжет и повествование. Пока одни игры в лице главных и второстепенных героев исследуют узконаправленные вопросы психологии и пытаются дать на них оригинальные ответы, другие затрагивают проблемы вселенского масштаба. Вот некоторые из таких примеров.

Доброта и любовь

Два качества, которых так явно не хватает людям этой планеты, но при этом их можно найти в виртуальной реальности. В косвенном виде добро есть везде: во взаимоотношениях между персонажами, в их помыслах и мотивации, а также в основной цели на игру. Однако настоящий концентрат доброты стоит искать в проектах для более молодой возрастной группы. Игровые интерпретации детских мультфильмов, например «Мадагаскар» или «Кунг-фу панда», отлично сгодятся на эту роль.

Проявление истинной любви в компьютерных играх обычно скрывается в культовых RPG. Наблюдая за отношениями коммандера Шепарда с Эшли (Лиарой, Тали ) или похождениями сурового Геральта из Ривии, можно не только пустить слезу умиления, но и научиться парочке пикаперских приемов.

Коммуникабельность и дружба

Значимость данных качеств неплохо отражена в квестах от Telltale Games, интерактивных кино от Quantic Dream и множествах визуальных новелл, в которых от линии поведения и выборов главного героя действительно что-то зависит. The Walking Dead наглядно показывает, что умение находить общий язык с другими людьми и желание приходить им на помощь в трудной жизненной ситуации поможет избежать лишних трагедий.

Интересный факт: практика показывает, что огромное количество геймеров загружает сохранение после неудачной или грубой реплики в адрес второстепенного персонажа, чтобы не обидеть его.

Справедливость и честь

Кто бы что ни говорил, но истинные человеческие качества проявляются исключительно в условиях серьезной опасности. Иногда галактического уровня. Как оказалось, капитан Шепард из оригинальной трилогии Mass Effect умеет не только трепетно любить, но и является олицетворением доблести, справедливости и чести. Будучи живой легендой, он на собственном примере доказал, что эти слова – вовсе не пустой звук.

Интересный факт: из недавно опубликованных данных стало известно, что 92% геймеров отыгрывали исключительно положительного Шепарда.

К похожим выводам пришел и главный герой Red Dead Redemption 2. Артуру Моргану потребовалось значительно больше времени, чтобы осознать всю сущность хороших и плохих поступков, встать на путь исправления и сделать главный выбор в своей жизни.

И это лишь вершина айсберга, позволяющая понять, чему на самом деле учат и к чему призывают видеоигры.

Вам будет интересно:

Ученые заявили о пользе видеоигр и сказали, сколько часов в день нужно играть

The Elder Scrolls 6: Топ-10 наиболее вероятных фанатских теорий, которые реализуют в новой части

ТОП-5 тайн из игр, которые не смогли разгадать даже с помощью разработчиков

22 лучших игрока в FIFA 2022