Содержание
- Методы обучения
- Место, регламент и оценка соревнований
- Виды
- Какой тренировочный меч нужен
- Боевые искусства оружием
- Книги о иайдо
- 8 Камиидзуми Нобуцуна – Kamiizumi Nobutsuna
- 10 Минамото Ёсицунэ – Minamoto Yoshitsune
- Терминология
- Гинтама
- Великий дзюдоист занимался каратэ, чтобы укрепить руки
- 5 Йоханнес Лихтенауэр – Johannes Liechtenauer
- сказка
- Аттестация и соревнования
- 2 Эль Сид – El Cid
- История фехтования на мечах
- Феномен клинча
- Эпоха смут
- Обработка и технология
- Чем иайдо отличается от иайдзюцу?
Методы обучения
Традиционная система таэккён не имеет фиксированной учебной программы. К каждому ученику относятся индивидуально, и поэтому урок всегда разный, хотя в конечном итоге охватываются все базовые навыки. Основные навыки преподаются во временных схемах, которые развиваются по мере обучения учащегося. Излагаются базовые навыки, а затем отрабатываются вариации каждого отдельного навыка в нескольких новых комбинациях. Когда ученик выучил все вариации основных движений и техник и сможет умело их сочетать, его поощряют к исполнению танца таэккён. Таэккён — это десятилетняя техника.
Систематизация и представление современных корейских боевых искусств очень похожи на их японские аналоги (то есть босиком, в униформе, классы, выполняющие техники одновременно, следуя командам учителя, а иногда и проявляя уважение, кланяясь портрету основателя и / или национальные флаги). Многие современные корейские боевые искусства также используют цветные пояса для обозначения ранга, тесты для повышения ранга и использование корейских титулов при обозначении учителя, обозначающего японское колониальное влияние. Это включает:
- Кёсаним: учитель.
- Сабомним (사범님 / 師範 님): Мастер-инструктор в некоторых стилях / системах, но не во всех, например, тхэквондо и хапкидо.
- Кванджангним (관장님 / 館長 님): владелец тренировочного зала / лидер кван или мастер-инструктор по многим, например, тхэквондо и хапкидо.
- Додзюним (도주 님 / 道 主 님): хранитель пути. Как правило, он используется для обозначения основателя стиля или системы, как в Джи Хан-Чже Додзюним из S (h) в Му Хапкидо .
ПРИМЕЧАНИЕ: удалите слово «ним» для настоящих титулов, поскольку «ним» является почетным значением «сэр» или его эквивалентом.
Эти корейские термины основаны на конфуцианской системе рангов (с теми же китайскими иероглифами). Многие школы также используют корейскую терминологию и цифры во время практики, даже если они находятся за пределами Кореи.
Место, регламент и оценка соревнований
Обычно соревнования проводятся на квадратной площадке (ее сторона может варьироваться от 6 до 12 метров). На пол такой площадки должно быть уложено татами. Форма участников – простая и строгая: куртка и штаны одного цвета, подвязанные поясом цвета, соответствующего рангу участника. Если участник обладает рангом мастера, он может быть одет в парадную форму: хакама и хаори (накидка с широкими треугольными рукавами).
Все участники обязаны иметь при себе меч – либо тренировочный, либо заточенный боевой. Вид меча зависит от ранга соревнований. Новички соревнуются только на тренировочных мечах.
В соревнованиях с тренировочными мечами можно участвовать с 10 лет, а в матчах с настоящими мечами – с 14, но при условии, что кандидат занимался иайдо более полугода. В таком случае к заявке на соревнование нужно подать документы, подтверждающие сроки изучения иайдо.
Всего в соревнованиях есть три раздела: демонстрация, выполнение ката на скорость и разрезание предметов. Именно для участия в последнем разделе (бумоне) требуется заточенный меч и стаж тренировок от полугода.
В первом разделе (эмбу) спортсмены участвуют поодиночке. Каждый участник выходит на татами после объявления его фамилии, получает свой меч и по команде судьи начинает выполнение ката. Ката выполняются три раза, при этом время не ограничивается.
Техника участника оценивается по десятибалльной шкале по нескольким критериям:
- Выполнение техники.
- Баланс.
- Взгляд.
- Правильность исполнения базовых кихон.
- Траектория ударов.
- Разрезание.
- Решительность.
- Боевой крик.
- Естественность движений.
Ошибки оцениваются штрафными баллами. Набранные спортсменами очки суммируются по всем критериям. Побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов.
Второй раздел (иай-дзюцу) представляет собой парные матчи. Два участника выходят на татами после объявления их фамилий, получают мечи и повязки разных цветов и встают на безопасном расстоянии друг от друга. После сигнала они начинают выполнять утвержденную судьей ката нечетное количество раз. В этом разделе ограничено время, и в матче побеждает спортсмен, которого выбирают судьи. Критерии оценивания не отличаются от критериев в эмбу, но к ним также добавляется скорость. В разделе побеждает участник, набравший больше всего побед.
Последним разделом (тамэсигири) является разрезание предметов. К этому разделу соревнований не допускаются дети младше 14 лет. На разрезание дается одна попытка. По сигналу участники разрезают предмет (например, пластиковую бутылку с водой), установленный на подставке. Удар оценивается по десятибалльной шкале.
- Оценка снижается на один балл в случае:
- падения мишени;
- нечеткого среза;
- несоответствия заявленной траектории удара;
- потери участником равновесия или его падения.
- Оценка снижается на три балла в случае:
- не полностью разрезанной мишени;
- удара по подставке.
- Участнику ставится ноль баллов в случае промаха.
Виды
В зависимости от задач отличалась техника фехтования. Короткий меч римского легионера работал совершенно иначе, чем акинак древнего скифа.
Короткий меч
Применялся для работы в стеснённых условиях массового боя, в плотном строю. Самые знаменитые представители этой группы — римский короткий меч, шотландский палаш.
Малый вес и прочность предоставляют возможность вести бой долго при средней физической подготовке.
Одноручный
Предназначался как для боя в пешем строю, так и для кавалерийских схваток. Преимущество — малый вес и манёвренность, длина лезвия позволяла повысить радиус поражения. Примеры: каролингский меч, греческий ксифос, скифский акинак.
Полуторный
Отличается большой длиной лезвия: до 1 метра. Чтобы орудовать таким оружием, требуется более длинная рукоять, которая помогает сбалансировать оружие.
Преимущественно он использовался двумя руками: одна удерживала рукоять, вторая — направляла удар. Полуторный меч можно использовался и одной рукой при необходимости, на вершине рукояти отлично балансировало лезвие.
Большая часть ударов была рубящими, так как орудие применялось для прорубания тяжёлых доспехов. Применялись короткие колющие тычки без замаха — инерция удара приводила к нарушению равновесия.
Двуручный
Самое знаменитое средневековое оружие. Длина составляет до полутора метров, некоторые экземпляры ещё длиннее. Большая масса, крепкий хват двумя руками позволял разрубать любые доспехи. Владение двуручником требовало недюжинной физической силы и выносливости, этот вид оружия применялся чаще в коротком пешем бою и на рыцарских турнирах.
Бой таким оружием — бой одного удара. Оружие выполняет роль как атакующую, так и защитную — держать щит просто нечем. Благодаря большой массе двуручник использовался как рубящее оружие.
Фото 1. Клеймор — разновидность двуручного меча, получившего распространение среди шотландских горцев в конце XIV века.
Как называется меч в Японии
Знаменитые японские клинки разных размеров покорили мир своей функциональностью и качеством. Японское фехтование кендо — завоевало адептов во всем мире.
Различается много видов японских мечей. Самые распространённые из них: длинный — катана, средний — танта и короткий — вакидзаси.
В зависимости от времени и места произведения длина и форма лезвия, вид гарды, рукояти значительно различаются.
Традиционное японское фехтование основано на балансе тела, коротких и точных рубящих и колющих ударов.
Простые и эффективные приёмы боя оттачивались много столетий феодального противостояния, которое закончилось сравнительно недавно. Многочисленные школы восточных единоборств бережно хранят историческое наследие, и японское фехтование признано одним из самых эффективных.
Какой тренировочный меч нужен
Тренировочный меч.
До XV века тренировки по фехтованию проводились, как правило, на деревянном оружии. Однако уже в XVI веке появляется специализированный металлический меч. Его отличительной особенностью стало более широкое рикассо с развитыми плечами, облегчавшее парирование ударов.
Сам клинок имел затупленное острие и был более узким по сравнению с боевыми. И сейчас оружие такой конструкции используется для тренировок и соревнований, например, в НЕМА, разновидности исторического фехтования.
Чем отличается тренировочный меч от реплики
Реплика — это точная копия исторического прототипа. Изготовление реплики предполагает не только воссоздание внешнего облика, но и использование аутентичных материалов и технологий. Поэтому стоит дорого.
Для обучения применяется меч для тренировок. Он представляет собой массогабаритный макет оригинала, выполненный из прочных и недорогих материалов и не имеет заточенных деталей конструкции.
Боевые искусства оружием
Еще более опасны боевые искусства с применением оружия: Кобудо, Кендо, Иайдо, Краби-крабонг, Калари паятту, Пенчак Силат, Арнис, Эскрима и Кали, Дог Бразерс, Фехтование, многочисленные Виды Ушу с оружием.
Единственный минус большинства современных БИ с оружием в том, что на сегодняшний день ходить по улицу с мечом или тем более копьем будет более чем подозрительно.
Внутренние стили боевых искусств
Также БИ традиционно на востоке принято делить на внешние и внутренние стили. Внешние стили боевых искусств — это почти все известные нам стили, направленные на знание приемов, скорость и силу бойцов.
А вот внутренние стили боевых искусств — это скорее искусства управлять своей внутренней жизненной энергией, говорят, что с помощью внутренней энергии (Ки, Чи или Ци) можно как вылечить человека, так и убить просто положив ему на плечо руку.
А всем известные монахи монастыря Шаолинь делают свое тело практически неуязвимым для ударов и даже для оружия с помощью искусства называемого «железная рубашка».
Самые известные внутренние боевые искусстваЦигун, Тай чи, Багуа Джан, Синьицюань, Шаолиньцюань (боевые искусства монахов Шаолинь).
Национальные виды боевых искусств
Также БИ иногда делят на произошедшие у какой-нибудь определенной нации и уже потом распространившиеся по миру. Вот далеко не полный пример известных стилей, придуманных на территории бывшего союза со славянскими принципами боя.
Славянские боевые искусства: система Кадочникова, СлавСтС, пластун, стенка на стенку, Русский стиль, Русский Армейский рукопашный бой, Спас, Любки, РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), казачий бой, буза, сибирский вьюн, славяно-горицкая борьба, боевой гопак, Стрела, ФРБМ (русское боевое многоборье), боевое и спортивное Самбо, ШКВАЛ, оперативное карате и УКАДО.
Но и других спортивных единоборств очень много так как существуют еще отдельно национальные малоизвестные единоборства и виды боевых искусств, которые почти не известны за территорией своей родной страны, например: Чидаоба в Грузии, Кошти в Иране, Кох в Армении.
Народная борьба якутов Хапсагай, Куреш у татар, борьба нанайцев Вачамачи, Барилдаан в Монголии, Корнуолльская борьба в Великобритании, Кураш в России, Ссирум в Корее, Гурен во Франции.
И это только малая часть более-менее известных видов борцовских спортивных искусств различных стран мира, а не борцовских еще представляете сколько.
Какие бывают боевые искусства
Кроме того, боевые искусства еще можно делить по основным используемым приемам:
Удары чаще руками: Вин чун, Бокс.
Удары ногамиКапоэйра, Тхэквондо.
Отвлекающие и обманные удары: Капоэйра, Айкидо.
Разрешены любые удары: Армейские боевые системы, Вале тудо, Бирманский бокс.
В основном Броски: Дзюдо
Укладывание на лопатки: Вольная борьба и Дзюдо.
Болевые и удушения: Бразильское джиу джитсу.
Фитнес боевые искусства вообще без контакта: Тай бо.
Необычные боевые искусства
Существуют искусства которые вообще не считаются боевыми искусствами в привычном смысле слова, это очень комплексные системы саморазвития, включающие в себя вообще всю систему восприятия мира в том числе и со своей религией и прочим. Такой можно назвать капоэйру, где даже люди, тренирующиеся многими десятками и лет не всегда могут с уверенность объяснить, чем они вообще занимаются.
А бывают и очень узкоспециализированные редко изучаемые отдельно искусства: Ходзедзюцу (искусство связывания противника), Киай дзюцу (искусство боевого крика), Цинна (Искусство работы с болевыми точками), Иайдо (искусство очень быстро доставать меч) и т.д.
Также можно по субъективным предпочтениям выделять более предпочтительные боевые искусства для женщин, для детей, для инвалидов и разделения по прочим критериям, а также есть очень много других менее известных БИ или просто случайно не попавших в наш перечень, об этом мы поговорим еще в следующих статьях.
Но сегодня не стояла цель назвать абсолютно все стили, мы всего лишь попытались их хоть как-то сгруппировать, а в следующей части мы порассуждаем о самых лучших боевых искусствах и даже составим портрет самого лучшего — идеального бойца, если бы у него было время изучать все, то чем ему бы стоило заняться в первую очередь и какую технику применять в настоящем бою. Но еще лучше прочитайте мою целую небольшую энциклопедию о видах боевых искусств, а также их преимуществах и недостатках, ну и конечно, читайте как вообще правильно выбирать виды спорта для себя и своих детей, а также о том, какое боевое искусство самое лучшее и какое боевое искусство выбрать для тренировок именно вам.
Книги о иайдо
О иайдо написано не очень много. Особенно сложно найти источники не на японском языке, еще труднее – издания, переведенные на русский. Однако есть несколько достойных литературных трудов, посвященных этому боевому искусству, которые к тому же можно найти в свободном доступе в Интернете.
Кири Мицумоно, «Победа над собой, или назидания в искусстве иайдзюцу»
Книга рассматривает иайдо комплексно, с разных сторон. Большая её часть посвящена сравнению и описанию разных направлений иай. Однако автор не забывает о философской части иайдо. Основная задача книги – познакомить читателей с главной идеей искусства иай – предугадать намерения оппонента и нанести удар в нужное время.
Никлаус Суино, «Искусство японских мастеров меча (иайдо)»
Это больше прикладная книга-путеводитель в мир иайдо эйсин-рю. В пособии подробно описываются все базовые техники иайдо. Пошаговые объяснения и наглядные иллюстрации станут подспорьем на нелегком пути освоения искусства иай. Кроме того, читатели узнают больше об истории и этической стороне искусства, подробнее познакомятся с необходимым снаряжением, прикоснутся к кодексу чести самураев.
8 Камиидзуми Нобуцуна – Kamiizumi Nobutsuna
Источник фото: Alchetron
Несмотря на все наши усилия по сохраняя географическое разнообразие этого списка, японские самураи по-прежнему в нем представлены. Ни один другой регион в мире не оказал более глубокого влияния на развитие фехтования на протяжении многих лет, чем Япония, поэтому здесь жили одни из величайших мастеров меча в истории.
Камиидзуми Нобуцуна был известным самураи в Японии 16 века. Ему приписывают улучшение стиля боя на мечах Кагэ-рю (школа теней) и создание собственной школы под названием Синкаге-рю (новая школа теней). В то время как другие школы были сосредоточены на нанесении максимального количества урона как можно быстрее, Шинкаге-рю более оборонительный, полагаясь на низкую стойку и защищая тело – по крайней мере, до тех пор, пока вы не сможете нанести тот один удар, который может закончить дуэль, поскольку он также опирается на концепцию «меча только с одним разрезом».
Синкаге-рю была начальной школой боевых искусств на протяжении периода Токугава, который был последним сёгунатом до того, как Япония решила индустриализировать и. . . Что ж, мы все знаем, что тогда произошло.
10 Минамото Ёсицунэ – Minamoto Yoshitsune
Источник фото: Wikimedia Commons
Минамото Ёсицунэ – один из наиболее известный самурай в истории Японии. Он был не только способным воином, но и блестящим стратегом. Он был одним из сыновей Минамото Ёситомо – главы могущественного клана самураев в Японии XII века – который был убит в войне против конкурирующего клана Тайра. К счастью для учебников истории и, к сожалению, для Тайрас, они пощадили Ёсицунэ.
Когда он рос в монастыре, он учился из любого источника, который мог найти, включая Искусство войны em>. Он покинул монастырь, чтобы путешествовать, и еще больше оттачивал свое мастерство, сражаясь с любым, достаточно глупым, чтобы сразиться с ним на дуэли, выбирая по пути различные стили боя.
Йошицунэ стал одним из величайших генералов-самураев Японии когда-либо видел и в конечном итоге помог своему старшему брату Минамото Ёримото уничтожить силы Тайра и основать первый сёгунат Японии. Однако позже два брата поссорились, в результате чего Ёсицунэ попытался восстать против Ёримото.
Терминология
Корейские боевые искусства обычно практикуются в доджанге (도장), который также может называться чюккван (체육관 / 體育館, т. Е. Гимназия). Практикующие носить форму или tobok (도복) с поясом или TTI (띠) , обернутые вокруг него. Этот пояс обычно показывает, какого уровня достиг практик. Студент обычно начинает с белого пояса и проходит через ряд цветных поясов (которые различаются от стиля к стилю), прежде чем достигнет черного пояса. Уровни до черного пояса обозначаются как гэуп или куп (급), а ранги до черного пояса обозначаются как дан (단). В некоторых случаях студенты менее 16 лет не дают оценки даном, а «пум» или Пум (품) или «младший черный пояс» сорта. Некоторые стили используют полосы на черном поясе, чтобы показать, какой дан практикующий. Обычно в системе есть девять оценок по geup и девять оценок по дану. Хотя это может занять всего несколько месяцев , чтобы перейти от одного geup к другому, это может занять года , чтобы перейти от одного дана к другому. Большинство приведенных выше терминов идентичны терминам, используемым в японских стилях, таких как дзюдо и карате , но китайские иероглифы читаются с корейским произношением, за некоторыми исключениями. (Тобок, что первоначально означало облачение даосского священника, может быть написано китайскими иероглифами, но это чисто корейское выражение, используемое как альтернатива японскому «ги». Тти — чисто корейское слово без китайских иероглифов.)
В некоторых стилях, таких как тхэкгён, ханбок носят вместо тобока. V-образный вырез во многих стилях униформы тхэквондо предположительно был создан по образцу ханбока, но может быть просто модификацией верха пуловера, чтобы приспособиться к скромности практикующих женщин (стандартная конструкция куртки часто требует, чтобы женщины носили футболку, купальник и т. Д. или спортивный бюстгальтер под курткой, тогда как пуловер с v-образным вырезом — нет).
Гинтама
Эпические бои, веселые моменты и неудержимые пародии, добро пожаловать в мир аниме-сериалов гинтама, где Аманто запретили использование мечей, а теперь к самураям Японии относятся с пренебрежением. Гинтоки Саката любит сладкое и работает ёродзуя, поэтому нельзя было ожидать, что он был великим фехтовальщиком и до сих пор обладает сердцем самурая. В его универсальной работе его сопровождают Шинпачи Шимура, Кагура, а также Садахару, их крупная домашняя собака. Конечно, эти случайные работы не всегда просты, так как они часто приводят к столкновениям с полицией, разношерстными повстанцами и убийцами, что часто приводит к юмористическим, но печальным последствиям.
Великий дзюдоист занимался каратэ, чтобы укрепить руки
Однажды во время обучения в университете Токушоку Кимура зашел на тренировку каратистов и обратил внимание на их работу в макиварой — подушкой для отработки ударов. Когда он решил сам отработать пару ударов на ней, то обнаружил, что его руки просто к такому не готовы — хотя считал, что у дзюдоистов сильные кисти и пальцы. Тогда он решил регулярно практиковать каратэ и работу на макиваре, плюс тренировать удары пальцами на песке
В будущем это не раз помогало ему в схватках по дзюдо.
К слову, Кимура занимался у мастера Со Нейтю и постепенно стал его помощником. В то время он часто спарринговался с другим учеником — Масутацу Оямой. Позже он стал общеизвестным мастером и основателем стиля Киокушин каратэ.
Масутацу Ояма
5 Йоханнес Лихтенауэр – Johannes Liechtenauer
Источник фото: Wikimedia Commons
Йоханнес Лихтенауэр был одним из самых влиятельных мастеров немецкого стиля фехтования, и его влияние все еще можно увидеть в традициях современного фехтования. Родившись в Германии XIV века, он путешествовал вдоль и поперек, изучая техники боя на мечах из многих мест в Европе и за ее пределами, прежде чем придумать свою собственную.
Система Лихтенауэра, как тех, кто увлечен фехтованием. как известно, до сих пор широко известна школа фехтования. Он основан на рассчитанных ударах, чтобы сломить защиту противника, и с тех пор повлиял на многие последующие стили фехтования.
Влияние Лихтенауэра можно оценить по тому факту, что его ученики стали знаменитыми мастерами меча в своей Права собственности. Они придумали свои собственные техники, и все они составляют неотъемлемую часть немецкого стиля фехтования.
сказка
Ранние разработки
Известно, что первые железные мечи были изготовлены в Японии в начале 4 века на основе методов изготовления, разработанных в Китае и Корее. Вначале мечи играли важную роль в качестве оружия. Помимо чисто инструментального значения, меч имел даже символически тяжеловесное и даже религиозное значение. Самые старые системы обучения возникли в период Муромати (1336–1573 гг.). В это время развились три основные школы:
- Каге-рю (Айзу) (Айсукаге рю)
- Тюдзё-рю
- Теншин Сёдэн Катори Синто-рю
В то же время техника Удунди , дисциплина, сочетающая в себе Кендзюцу и Иайдзюцу, развивалась на острове Окинава . Удунди был боевым искусством феодального клана Мотобу во времена королевства Рюкю на южных островах.
Период Эдо
В период Эдо количество школ боя на мечах выросло до более чем 500. Значительно развились как методы обучения, так и оборудование. В первой половине XIX века были добавлены бамбуковый меч, синай , и защитная одежда — богу . Это позволяло работать в полную силу даже в последовательности упражнений. До этого было принято выполнять упражнения для партнеров только с деревянными мечами или настоящей катаной, и травмы или даже смерть не были редкостью.
упасть
С началом реставрации Мэйдзи в 1868 году началась модернизация японского гражданского общества
Ранее господствовавший класс воинов (самураи) во многом утратил свою репутацию и важность в ходе индустриализации. Школы борьбы на мечах потеряли не только учеников, но и свое социальное положение как центр подготовки лидеров
Примерно 20 лет упадок кендзюцу был напрямую связан с непопулярными воспоминаниями о феодальной эпохе, пока возрождение национальной самоуверенности Японии не привело к расширению армии и полиции. Кендзюцу снова рассматривалось в обоих учреждениях как традиционно укоренившаяся и благородная стратегия разрешения конфликтов.
В 1868 году полиция приняла различные формы ката из различных систем обучения в свою программу обучения и разработала стандартизированную форму обучения для своих целей. В учебные программы были переведены и различные другие дисциплины боевых искусств. Например, дзюдо был разработан Кано Дзигоро как симбиоз различных старых стилей джиу-джитсу и представлен в университетах как система физических упражнений и философия для развития личности.
В 1895 году был основан Дай Ниппон Бутоку Кай как объединенное учебное заведение для всех боевых искусств на мечах. Он работал с различными группами над единообразной формализацией содержания обучения кендзюцу. Постановление Дай Ниппон Бутоку Кай от 1912 года подчеркивало отсутствие единой основы обучения, на которой все участвующие школы могли бы построить свое собственное, индивидуальное содержание обучения, после чего современная форма Кендо была разработана на основе десяти совместных ката, разработанных до этого момента .
20 и 21 века
С ростом популярности японских боевых искусств, в том числе за пределами Японии, возрос интерес к кендзюцу. Многие покровители и гроссмейстеры других японских боевых искусств помнили корни своей дисциплины и приняли основы своего искусства со ссылкой на традиционное кендзюцу. В качестве примера следует упомянуть Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , которое впервые публично преподавал Сокаку Такэда (1859-1943) в конце 19 века и был преобразован в современное Айкидо одним из его самых известных учеников, Уэсибой Морихей . И Дайто-рю, и Айкидо основаны на стратегиях и формах традиционного боя на мечах.
Аттестация и соревнования
Во Всеяпонской федерации кэндо принята система градации данъи с низшими и высшими рангами – кю и дан соответственно. И в иайдо, и в дзёдо, и в кэндо используется одинаковая система данъи, однако ранги нужно получать для каждого искусства отдельно.
В России действует система, предложенная Российской федерацией кэндо, иайдо и дзёдо. Это идентичная японской система данъи. Присвоение рангов проводится начиная с низшего четвертого кю. На уровне кю необходимо продемонстрировать 5 ката. Ката выбираются в разных случаях либо экзаменаторами, либо экзаменуемыми. При переходе на уровень дан добавляются временные ограничения (необходимо выполнить все 5 ката за 6 минут), появляются обязательные перерывы между сдачами на следующий ранг, а в сам экзамен также включаются теоретические аспекты иайдо – его история и философия. Теоретический экзамен сдается в письменной форме.
Кроме того, по достижению 6 дана кандидат может сдавать экзамен на получение первого из трех существующих преподавательских титулов – «Рэнси». В аттестации на преподавание кроме непосредственного знания иайдо также проверяются и преподавательские способности. Когда кандидат достигает 8 дана, он получает самый высокий статус – «Ханси».
Кроме аттестации, практикующий иайдо может испытать свои умения на соревнованиях. Во всех соревнованиях участвуют пары соперников, которые исполняют определенные ката в одно и то же время. В конце матча судьи поднимают флажок, который указывает победителя. Такой формат матчей называется энги.
2 Эль Сид – El Cid
Источник фото: ElCaminodeSantiago09 2006
Вопреки популярным (и спорная) вера, ранние мусульманские королевства действительно вторглись в значительную часть Европы. Пиренейский полуостров подвергался нападению со стороны мавров – это европейское слово для обозначения вторгшихся марокканских армий – в течение довольно долгого времени к XI веку. Это тоже была успешная кампания, поскольку к тому времени они уже завоевали большую часть Пиренейского полуострова и управляли им до конца 15 века.
Родриго Диас де Вивар, также известный как Эль Сид, был родился в Кастилии среди этого хаоса. Благодаря его мастерству владения мечом и знанию боевой стратегии он до сих пор считается одним из самых героических национальных деятелей Испании. Ему приписывают борьбу за освобождение Пиренейского полуострова от мавров. Однако на самом деле он был наемником и сражался за любую армию, которая ему платила.
Его боевой стиль был основан на концепции destreza , что переводится как «ловкость». на английском языке, и он считался одним из лучших фехтовальщиков Европы того времени. Его меч Ла Тисона до сих пор хранится в музее в Испании.
История фехтования на мечах
Изготовление хорошего меча требовало хорошего знания технологии обработки металлов. Это было оружием профессиональных воинов, дворян, имеющих возможность купить или взять оружие как трофей.
Такое фехтование называется историческим.
Широкое движение исторических реконструкторов столкнулось с проблемой — распространённые в Средние века знания оказались забытыми, и техники пришлось восстанавливать буквально по крупицам.
В Азии — Индии, Китае, Японии ситуация с историческим наследием выглядит лучше вследствие традиционности общества. Там созданы целые школы, в которых преподают традиционные приёмы боя с оружием, распространяющиеся на весь мир.
Феномен клинча
Некая доля истины здесь все-таки есть, и не такая уж немалая. В партере часто сцепляются бойцы ИСБ — исторического средневекового боя.
У них совершенно нет привычки держать дистанцию. Многие мои знакомые, весьма серьезно занимавшиеся ИСБ, вообще не умели ее контролировать, т.е. не обладали одним из самых базовых для любого бездоспешного фехтовальщика навыком.
Почему так происходит? Напомню вам несколько нюансов:
- бойцы ИСБ носят очень хорошие доспехи, прикрывающие почти все тело, часто со скрытой защитой (если она допускается правилами конкретного турнира);
- бойцы ИСБ сражаются специально утяжеленными, но незаточенными мечами. Фактически «меч для бугуртов» — это кусок арматуры с эфесом. Он очень мало похож по балансу и весу на настоящий боевой меч из Средневековья — огонь и лед, земля и небо, водка и белая горячка.
Боевые мечи прошлого грамм на 200-400 (в среднем) легче современных «бугуртных» того же класса, и гораздо лучше отбалансированы; - в ИСБ категорически запрещены реальные боевые приемы. Нельзя метить в щели между доспехами, категорически нельзя колоть.
Теперь поняли, почему «реальный» тут в кавычках? «Исторические средневековые» бои в современном варианте заключаются в том, что здоровые бугаи со всей дури бьют себя ломами по бронепластинам. В реальности как раз так старались не делать — проку нет, а лезвие испортишь…
Условие победы в таком бою — либо набрать определенное количество очков по попаданиям, которые оппонент не отбил щитом, либо — сбить его с ног, повалить. Последнее гораздо проще, согласитесь? Вот и лезут исбшники в клинч при любой возможности, если правила разрешают. Им смысла никакого нет «фехтовать» в традиционном понимании этого термина. Проще уронить противника борцовским приемом.
Клинч. Сейчас бороться будут.
Эпоха смут
Действие этого аниме происходит во времена японского периода Сэнгоку, когда несколько могущественных полевых командиров сражались в политике и с оружием в руках в надежде объединить страну под центральным правительством. Но Нобунага Ода – самый могущественный из этих правителей, обладающий силой и военными ресурсами, необходимыми для завоевания всей Японии. Следовательно, Нобунага продолжает использовать свои силы вСэнгоку Басара, удваивая свое влияние по всей стране. Санада и Датэ вынуждены отложить в сторону свои разногласия, чтобы подавить рост Нобунагии спасти феодальную Японию от его тиранического правления. Волшебные, воинственные и политические силы разлетаются, когда эти воины и лидеры сталкиваются между собой и армиями Нобунаги.
Обработка и технология
Когда появились японские системы фехтования, были учтены особенности катаны и вакидзаси .
Из-за круглой формы меча требуется режущее и тянущее движение, чтобы сделать чистый разрез. Основная идея обращения с японским мечом заключается в том, что меч режет из-за собственного веса (примерно от 500 до 1000 г), и его удерживают и направляют на пути только руками. Конечно, требуется определенное количество силы, так как также необходимо пробивать кости и, возможно, предметы доспехов, но обращение с мечом обычно определяется слабостью.
Японское мастерство владения мечом сосредоточено на скорости и точности, а не на силе и выносливости. Как правило, от первого кадра зависит разница между жизнью и смертью, упорные драки, которые часто можно увидеть в фильмах, — чистое изобретение киноиндустрии.
Инструменты для упражнений
Самый распространенный инструмент в Кендзюцу — деревянный меч (боккэн, бокуто). По разным причинам в отдельных школах используются боксы по-разному. В зависимости от конкретной формы обучения деревянные мечи сильно различались по материалу, весу, форме и длине. В Ягю Синкаге-рю используется относительно тонкий бокен без защиты рук ( цуба ), чтобы учесть особые техники в этой дисциплине. Напротив, Касима Син-рю использует значительно более толстый и тяжелый бокен, который также имеет значительно более длинную рукоять, чтобы соответствовать принципам этого стиля. В кендо же длинный синай сделан из связанного бамбука или, в настоящее время, из карбоновых стоек. Некоторые школы также используют фукуро-синай, бамбуковый боккен, обернутый кожаными полосками или тканью
Это особенно важно, чтобы избежать травм, когда менее опытный ученик наносит удары с полной силой и устанавливаются прямые удары по телу. Происхождение фукуро-синая восходит к 15 веку.
Чем иайдо отличается от иайдзюцу?
Нельзя сказать, что иайдо и иайдзюцу – это диаметрально противоположные или вообще не пересекающиеся дисциплины. Иайдзюцу является составной частью иайдо. Если представить иайдо и иайдзюцу в виде кругов Эйлера, то круг иайдзюцу будет находится внутри круга иайдо.
Иайдзюцу – это практическая сторона владения навыком мгновенного удара мечом. Это дисциплина, которая учит лишь одному навыку – умению быстро доставать меч из ножен и прицельно наносить удары. Иайдзюцу возникло раньше иайдо и была вспомогательной дисциплиной кэндзюцу.
Иайдо же – это общая боевая дисциплина, включающая в себя не только удары мечом, но и мировоззренческие и философские идеалы. Иайдо не требует от практикующего его высокой скорости ударов, но зато требует полного спокойствия и сконцентрированности. Именно в иайдо основной практикой является ката. Оно позволяет практикующему лучше узнать себя и свое тело.